Финансы
919399 На концертах зарабатывает не казахстанские, а российские артисты ➨ Читайте больше на NUR.KZ Личный счет

Ерлан Кокеев: той-бизнес – основной доход любого певца

Объем рынка казахстанского шоу-бизнеса оценивается в $10 млн, подсчитали в Euro Event Agency. При этом 80% доходов генерируется именно той-бизнесом, сообщает National Business.

Ерлан Кокеев: той-бизнес – основной доход любого певца

Для сравнения, соседняя Россия с численностью населения в 10 раз превышающей Казахстан, в музыкальной индустрии генерирует $3,5 млрд. То есть в 350 раз больше. Шоу-бизнес США и вовсе лидирует в мировом рейтинге, собирая $4,9 млрд.

Что влияет на развитие шоу-бизнеса в Казахстане, какой потенциал у этого рынка и какие кадры придут на смену нынешним музыкантам, рассказал популярный исполнитель, бизнесмен, а с недавних пор – преподавателя КазНУИ по дисциплине «менеджмент в шоу-бизнесе» Ерлан Кокеев.

– Что происходит сегодня в казахстанском шоу-бизнесе?

– У нас хороший той-бизнес. 17 миллионов населения – это не рынок для шоу-бизнеса. Нужно, чтобы была налажена общая инфраструктура по всем направлениям – концертные залы, оборудование и тому подобное. Если мы начнем считать дебет с кредитом, возьмем на раскрутку артиста, начнем вкладывать в него деньги и не станем брать во внимание той-бизнес, а заниматься только шоу-бизнесом так как положено, мы обречены на провал. Что касается концертов… Аренда зала стоит в среднем $20 тыс. И это только пустой зал. Давайте посчитаем, сколько уйдет на оборудование – свет, звук. То есть мы еще не сделали концерт, а затратная часть уже больше, чем мы потенциально заработаем.

– Всем известно, что из Украины, Беларуси активно экспортируются артисты в Россию. Может, и нам стоит наладить экспорт, раз уж размер рынка у нас маленький?

– Давайте будем честными, кому мы там нужны? Под бурятов будем косить? У них своих хватает. И эфир у них не резиновый, а это ведь идеологический фронт.

– А рынок Центральной Азии, братские тюркские народы?

– Хотя рынок Центральной Азии был бы для нас очень хорош, мы не адаптированы под него. Получив тяжелое наследие Советского Союза, мы мыслим по-русски, строим бизнес по-русски. В музыкальном плане мы и вовсе европейцы – согласно классической модели существует семь нот. Но если брать национальную музыку, то ладов намного больше. Возьмите, к примеру, кыл-кобыз – прародитель всех музыкальных инструментов. Он имеет такую обертоническую палитру, что вам и не снилось. В индийской музыке 32 ноты, а здесь еще больше. Мы, конечно, формально прародители, но это уже утеряно.

Посмотрите, что происходит в Европе – у них артисты концертную площадку заполняют только для того чтобы дать рекламу на выпущенный альбом. А за счет продажи дисков зарабатывают деньги. Мы наоборот на концертах пытаемся заработать. А диски дарим как подарочные. Нам ничего больше не остается, кроме как выступать на концертных площадках, которые называются той-бизнес.

– Вы анализировали, почему у нас не продаются диски?

– Конечно. Если взять того или иного исполнителя и раскидать целевую аудиторию на рейтинг популярности, а потом на количество населения, которое проживает в Казахстане, на тех, кто слушает на казахском, кто на русском, кому нравится, кому не нравится, отделим детей, стариков, и у нас получится совсем маленький процент тех, кто имеет в доме диски. То есть маленькое количество населения не дает возможности для развития этого рынка. Любое государство, если брать масштабно, воспринимают по его культуре, по произведениям искусства, по самобытности. Человек без культуры не может развиваться и идти дальше. Без культуры никакой бизнес не поможет, страна не будет развиваться. А у нас, к сожалению, бюджет на культуру не выделяется. И каждый артист существует сам по себе. А как знают Казахстан в мире, по Борату? Это, к сожалению, наша действительность.

– Так если здесь тесно, может, Вам пора выходить на международный рынок? Как артисту, как продюсеру?

– Я не готов этим заниматься, это непросто. Для выхода на международную арену должны быть какие-то политические цели, трансляция нашей культуры, – соответственно, надо, чтобы государство субсидировало, пресс-атташе, дипломаты помогали. Чтобы наши таланты смогли пробиться, нужны большие капиталовложения, нужен серьезный менеджмент. Артист не должен заниматься вещами, которые далеки от творчества. Нам надо взращивать менеджмент в шоу-бизнесе, надо учить людей считать деньги и зарабатывать их нормальным, честным, правильным путем. У нашего брата Кыдырали Болманова это получилось с группой «Улытау», он очень хорошо раскрутил их, покатал по миру, а дальше что? Сегодня культура никому не нужна, она оголена, и нет человека, который стал бы ее защищать.

– Как конкретно государство могло бы поддержать музыкальную индустрию?

– Государству необходимо прозрачно распределять концерты, дать возможность всем зарабатывать. У нас не так много народных артистов, их по пальцам можно пересчитать. Дайте разнарядку по регионам: Кызылординская, Павлодарская, Карагандинская области – вы берете на себя в этом году вот этих артистов, в следующем – тех. А то сегодня бывает, что один артист во всех областях выступает и везде один и тот же репертуар. Разве это справедливо? У нас вообще практикуется – если кто-то в одной области работает, то оттуда не выходит. Запад не ходит на восток, восток на запад, юг игнорирует север. Артисты жалуются, что нет выступлений, нет приглашений, а ведь это их единственный заработок.

– При этом к нам приезжают российские артисты и неплохо зарабатывают…

– Мы уже много лет кормим российских музыкантов и что получаем в итоге? Идеологический фронт российских исполнителей. Дело не в том, чтобы запретить их выступления. Хотите выступать – платите налоги. Пусть эти средства идут на развитие казахстанской музыки. У нас есть много одаренных молодых ребят, клипы бы им снимали, за рубеж отправляли учиться, вкладывали бы в таланты. Далеко ходить не надо, в этом году премию МузТВ провели. Ну давайте еще больше миллионов туда отправим, а завтра посмотрим, что останется. Так мы не просто культуру нашу потеряем, мы рискуем страну потерять и нацию.

– Хорошо, давайте подробнее о Вашем бизнесе поговорим. Где прибыльнее – в ресторанном или в шоу-бизнесе?

– Во все времена народы в первую очередь хотят есть. Сначала хлеба, потом зрелищ. Но никогда нельзя хранить яйца в одной корзине, нужно стараться иметь минимум парочку параллельных видов дохода. При этом любое задуманное дело – ресторан ли, клуб, если в него вкладывать душу, – будет жить. Поэтому любите свое дело, и оно будет приносить прибыль.

Источник: Nur.kz

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 10

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .