Финансы
773650 Эксперт сомневается, что при существующем уровне бюрократии нефтяные компании смогут воспользоваться льготами. Экономика и бизнес

Налоговые льготы: реальность или формальность?

Экономист Галим Хусаинов, председатель правления BRB Invest, поделился своими опасениями по поводу предоставления налоговых преференций недропользователям.

Налоговые льготы: реальность или формальность?

Сегодня в Парламенте заслушивали ведомство Минэнерго по нефти и ГСМ. Читаю, что планируют предоставить льготы всем недропользователям и пройтись по каждому индивидуально. Дополнительно хотят дать льготы по НДС для разведки.

Все это хорошо, но самое главное, будет ли это работать? 5 лет назад тоже пытались дать льготы. Для информации, в 2009-2010 годах было принято два постановления правительства:

1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года №1 528 "Об утверждении Правил отнесения месторождения (группы месторождений, части месторождения) углеводородного сырья к категории низкорентабельных, высоковязких, обводненных, малодебитных и выработанных и порядка налогообложения в части налога на добычу полезных ископаемых".

2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 апреля 2009 года № 492 «Об утверждении Правил отнесения контракта на недропользование, предусматривающего разработку месторождения твердых видов полезных ископаемых, за исключением общераспространенных, к категории низкорентабельных».

В 2012 году 2-е постановление по твердым отменили и утвердили новое: Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2012 года № 1 379 "Об утверждении Правил отнесения месторождения (группы месторождений, части месторождения) твердых видов полезных ископаемых, за исключением общераспространенных, к категории низкорентабельных и налогообложения в части налога на добычу полезных ископаемых". Согласно данным Постановлениям наши недропользователи могут получить льготы по НДПИ, в случае если их комиссия признает низкорентабельными и малодебетными.

Так, для информации, за всю историю существования этих постановлений в нефтяном секторе признали только одно месторождение низкорентабельным: газонефтяное месторождение Каражанбас Тупкараганского района Мангистауской области. К слову, нефть этого месторождения поставляется на битумный завод. В категории твердых ископаемых признали 6 месторождений низкорентабельными, из них 3 Казахмысовских месторождения и 3 ENRC.

Чтобы получить такие льготы, нужно собрать очень большое количество документов (был опыт, пытался собирать) и потом пройти комиссию, еще нужно, чтобы вышло Постановление Правительства.

В общем, этот процесс очень долгий, и простые Компании навряд ли выдержат весь процесс, если только не будет твердой политической воли.

Хотя по тем же твердым ископаемым, могли бы привести в порядок налогообложение. Писал про эту проблему много раз, но у нас, как с той дверью, за которой глухие живут: сколько не стучи, не услышат. Проблема существует, а решать ее никто не собирается уже 7 лет.

Посмотрим, как же удастся нашим Министерствам упростить бюрократию в процессе недропользования.

Например, согласно закону о недрах и недропользовании разрешение об отчуждении права недропользования осуществляется в течение 20 рабочих дней, или где-то 30 календарных дней. По факту, этот срок гораздо больше, и если вы уложитесь в три месяца, то вы просто гениальный переговорщик.

Таких примеров очень много, а ведь вопрос не в льготах для недропользователей, а в отношении к ним: чтобы увеличить добычу, нужно не льготы предоставлять, а бюрократию снижать. Без проекта пробной эксплуатации или проекта технологической схемы разработки на месторождении начать добычу невозможно, а с высокой ставкой НДПИ, при наличии операционной маржи добывать компания будет стараться еще больше. Если контракт не работает, потому что по 6 месяцев согласовывают проекты и дополнительные соглашения, то месторождение тоже работать не будет, хоть сто процентов от льгот освободить.

И не запустить месторождение без финансирования невозможно, а зарегистрировать залог права недропользования – это как отчуждение получить.

Про залог – вообще отдельный пост требуется. С залогом у нас просто масло масленное. Проверяют наши доблестные министерства на то, чтобы это не было скрытой продажей, только вот почему-то никто не смотрит, что согласно тому же закону о недрах и недропользовании Банки обязаны такие залоги продавать только через аукцион, допуск к которому опять же через разрешение Компетентного органа. Вопрос – зачем получать разрешение на залог, если Банк этот залог в собственность обратить не может и только через продажу, где снова нужно проходить разрешение на реализацию?

Галим Хусаинов, председатель правления BRB Invest

Источник: Nur.kz

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 2

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .