Финансы
353535 Одна из причин медленного развития казахстанского бизнеса – сложные схемы господдержки. Так считает Казна

Эксперт: госпрограммы финансирования бизнеса носят сумбурный характер

Одна из причин медленного развития казахстанского бизнеса – сложные схемы господдержки. Так считает финансист Галим Хусаинов, который описал сложные сплетения госпрограмм и ответственных за ним. При этом эксперт также дал свои рекомендации по упрощению взаимодействия между госсектором и бизнесом, сообщает корреспондент Nur.kz.

Эксперт: госпрограммы финансирования бизнеса носят сумбурный характер
 

"Текущие госпрограммы в Казахстане носят сумбурный характер, бессистемны и зачастую просто не коррелируются между собой. Парадокс Казахстанских институтов заключается в том, что сложно понять, кто чем занимается и кто за что отвечает.

Вот, например, за программу ФИИР ответственность несет Министерство инвестиций и развития, за реализацию финансовой поддержки отвечает национальный холдинг "Байтерек", за отдельные программы в области финансирования программ "Доступное жилье" – Миннацэкономика, за развитие инфраструктур и выделение земельных участков отвечают местные исполнительные органы в виде Акиматов, за финансирование сельского хозяйства отвечает Минсельхоз и Казагро, за государственные инвестиционные проекты - Самрук-Казына. Еще можно отметить, что есть Национальный Банк, который через свои финансовые инструменты фондирует БВУ, Министерство энергетики, которые отвечает за развитие нефтяного и уранового секторов и т д.

Во всей этой структуре различных государственных учреждений и программ очень сложно понять,что делать обычному предпринимателю, куда идти и как пробивать имеющеюся бюрократическую структуру государственной поддержки экономики Казахстана", - написал Хусаинов на своей странице в соцсети.

Упростить эту схему эксперт предлагает при помощи таких мер, как введение принципа одного окна, сокращение количества госинститутов и дублирования функций каждого из них.

"В текущих условиях напрашивается несколько организационных мероприятий:

1. Все государственное финансирование проектов осуществлять через Банки второго уровня, тем самым упрощая жизнь обычным заемщикам и перекладывая риски на БВУ. Банки крупные учреждения, которые имеют хороший штат и могут без проблем преодолевать бюрократическую машину наших государственных органов. За Банковский риск им нужно установить маржу на предоставляемое фондирование и забыть про различные квазибанки типа БРК, Даму и Казагро.

2. Критерии финансирования проектов за счет государства. Нужно четко определить не отрасли, которые планируется финансировать и поддерживать, а критерии предприятий, которые подпадают под программу. И чем этих критерием меньше, тем будет больше проектов, из которых легче выбрать достойные проекты. Критерии должны определяться целями и задачами, которые преследуем. Если мы планируем расширить несырьевой сектор, и чтобы эти производства были конкурентоспособными, нужно установить минимальные критерии по локализации производства и по доходности и возвратности.

3. Свободные экономические зоны (СЭЗ) и Индустриальные зоны. СЭЗы и Индустриальные зоны сейчас находятся в ведение Акиматов и Национальных компаний. Основная проблема СЭЗов – это их не прозрачность и сложность захождения в него. В каждом СЭЗе и/или Индустриальной зоне – свои правила игры, и каждая такая зона живет своей жизнью. При этом финансирование таких зон осуществляется большей частью за счет Республиканского бюджета, где исполнителем выступает акимат или Национальная Компания.

Логичнее было бы все индустриальные и экономические зоны объединить в одной компании и управлять через институты развития, такие как Байтерек, например.

4. Государственно-частное партнерство и различные инвестиционные фонды. В Казахстане есть целый закон о ГЧП, правда по нему только детские садики строят. Совершенно не проработанный закон и требующий более детального изучения. ГЧП в первую очередь нужен для привлечения финансирования, а не для зарабатывания денег. Например, есть платная дорога, которая генерирует денежный поток. В долгосрочном плане этот денежный поток постоянный, потому что машины по ней будут передвигаться всегда. Но этот машино-поток не отобьет стоимость всего проекта. Тогда государство на сумму, которое покрывает постоянный денежный поток может привлечь инвестора и еще отдать ему возможность заработать на строительстве и предоставлении аренды земли вдоль трассы, а непокрытую часть закрыть за счет государства гарантиями или денежными средствами. Здесь вопрос правильных расчетов и переговоров, в хорошие проекты с гарантированным доходом много кто пойдет.

5. Поддержка Бизнеса заключается не только в предоставлении льготного кредитования и субсидирования, но и в стимулировании спроса. Например, сейчас было бы хорошо помочь нашим автопроизводителям. Для этого имеется очень простая мера – льготное кредитование автомобилей, произведенных в Казахстане. Разработайте программу под 5-6% годовых в тенге на 5 лет под залог авто с первоначальным взносом 30% . За счет разницы в ставках, народ посчитает, поймет, что это выгоднее, чем покупать в кредит автомобили, даже с дисконтом в 30%. Тем самым поддержим отечественного производителя. Нужна такая же программа по ипотеки на покупку жилья, например стоимостью до 200 000 долларов США.

Таких очевидных и очень простых мер можно много написать, но у нас так все устроено, что хорошая инициатива всегда портится каким-нибудь пунктиком, который добавили в период прохождения согласований через недра законотворчества под эгидой защиты интересов государства. Только вот получается, что закрывая риски, мы упускаем возможности, но никто не задумывается, а что выгоднее государству, развиваться, или топтаться в болоте, где тепло и уютно", - заключил Хусаинов.

Источник: NUR.KZ

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .