Финансы
352676 Сегодняшний Казахстан с экономической точки зрения похож на царскую Россию, которую в своей пьесе «Дядя Международные финансы

Экономист сравнил Казахстан с Россией в пьесе Чехова

Сегодняшний Казахстан с экономической точки зрения похож на царскую Россию, которую в своей пьесе "Дядя Ваня" описал Антон Чехов. К такому выводу пришел экономист Жарас Ахметов, перечитавший произведение классика. Эксперт оценил главных героев времени и пришел к выводу, что они не достойны сочувствия, сообщает корреспондент Nur.kz.

Экономист сравнил Казахстан с Россией в пьесе Чехова
 

Свою оценку персонажей с точки зрения эффективности и соответствующие выводы Ахметов описал в посте на своей странице в соцсети. Далее приводим тест с незначительными сокращениями.

"Я не специалист по творчеству А. Чехова и тем более не литературовед. Я не знаю, кто и как из профессионалов сейчас читает Чехова. Новое прочтение – это мой личный новый взгляд на одну из самых известных чеховских пьес.

Было время, когда я был молод и плохо знаком с суровой реальностью жизни, и сильно сочувствовал Астрову, Ивану Войницкому, Сонечке. И мне казалось, что и Антон Павлович жалеет их и сочувствует этим милым и интеллигентным людям, которых затянула "жизнь обывательская, презренная" и "своими гнилыми испарениями" отравила их кровь и превратила в пошляков.

А их мечта о том, что через двести лет жизнь станет лучше и, значит, они не зря страдали – казалось такой трогательной.

Теперь, став старше и циничнее, перечитывая "Дядю Ваню", я вижу одну насмешку, злую иронию, сарказм. Чехов не сочувствовал своим героям - нет, он жестоко насмехался над ними.

Судите сами.

Профессор Серябреков – жалкий никчемный ученый, чьи научные труды ни кому не нужны. Он с самого начала выведен в пьесе как персонаж достойный только презрения.

Его жена, Елена Андреевна. Казалось бы она достойна нашего сочувствия – обреченная жить с нелюбимым, капризным, изводящим мелкими придирками, мужем; потратить лучшие годы жизни в прозябание. Но с чего вдруг мы ей должны сопереживать? Замуж вышла не по любви, не по расчету, а исключительно по собственной глупости. Она не способна отдаться чувствам и добровольно губит себя.

Телегин, Вафля, приживала в доме Войницких. Может этот несчастный человек достоин нашей жалости? С чего бы вдруг? Его отец, получивший девяносто тысяч рублей за имение, которое он продал Войницким, благополучно их растранжирил и оставил своего сына ни с чем. И это не единичная история того времени. Таких помещиков, продавших свои земли и спустивших на ветер деньги, в то время были тысячи. И глупость их, и не практичность не могут вызывать нашей жалости, - только презрение. В конечном счете именно эти люди (не только они, конечно, но в том числе) расшатали империю и подготовили революцию.

Иван Астров, добрый земский врач – вот положительный герой! Человек, не любящий свою профессию, предающийся бесплодным мечтам и палец об палец не ударивший для воплощения – какой же он положительный герой? Пошляк, да и только.

Иван Войницкий, дядя Ваня, положивший свою жизнь на алтарь семейного благополучия, пожертвовавший свои талантами, - его мы должны жалеть! Как бы не так. Имение его племянницы, Сони, которым он управляет, приносит в год, оценочно, четыре тысячи рублей, - это следует из скупой информации, содержащейся в репликах персонажей. Земли в имении, ориентировочно, девять тысяч десятин, т.е. оно относится к крупным землевладениям. Неясно в какой полосе оно находится, - черноземной или нечерноземной. Но в любом случае при усердном и умелом управлении такое имение должно приносить, как минимум, 15 тыс. рублей в год в Нечерноземье и 30 тыс. руб. в год в Черноземье. Но дядя Ваня не прикладывает к земле ни труда, ни талантов своих, а только лишь горько сожалеет о своей погубленной жизни. И таких в то время были тысячи, а исключения составляли единицы.

Например, Александр Николаевич Энгельгардт. Профессор, либерал, никогда не занимавшийся ведением хозяйства, был сослан в свое запущенное родовое имение в Калужской губернии. Многие предрекали ему, что он в два года сопьется. Не спился, а поднял свое имени, сделал его образцовым, заслужил доверие и уважение крестьян из близлежащих деревень. И написал "11 писем из деревни", замечательный литературный и экономический памятник своей эпохи. Но Энгельгардт, конечно же, исключение. А большинство, подобно дяде Ване, проклинали свою судьбу и жалели себя.

Если бы Иван Войницкий проявил трудолюбие и нашел бы применение своим "талантам" (а были ли они у него?), то он бы реализовал свой творческий потенциал и был бы счастлив так же, как был счастлив Энгельгардт. Я не говорю уже и о капитале, который бы он заработал. Без жалости к себе, да при деньгах, глядишь и женился бы удачно. Но нет воли, нет трудолюбия – и жизнь губится. Так за что ему сочувствовать? За то, что он лентяй и пошляк?

Увольте.

Единственный положительный персонаж – Соня. Именно на ней, некрасивой, неудачливой в любви, все держится. Она, чуть свет, едет смотреть как идет сенокос, она, да нянечка, ведет переговоры с недовольными арендаторами, она следит за счетами. Не было бы ее и все бы рухнуло. Именно благодаря ее труду имение свободно от долгов, большая редкость для того времени. И в этом злая ирония Чехова – не здоровые, сильные мужчины тянут хозяйство, а хрупкая, обреченная на одиночество девушка.

Если кто дочитал до этого места, наверное спросит: а нам то, что до всего этого?

Мы, я и Галим Хусаинов, опубликовали в октябрьском за 2014 г. номере "Рынок ценных бумаг Республики Казахстана" статью "Сравнение состояния сельского хозяйства Казахстана и России" (имеется в виду царская Россия). Оказывается, если проанализировать статистику, существует структурное сущностное сходство между современным Казахстаном и пореформенной Россией: структура землевладения, перегруженность кредитами, низкая производительность труда, общая неэффективность – все совпадает.

Может, стоит перечитать классиков и увидеть в их трудах собственное отражение?", - написал экономист.

При этом Ахметов добавил, что не нужно бояться читать классиков в школьное время, хоть в этом возрасте человек и не обладает большим критическим мышлением.

Напомним, что пьеса "Дядя Ваня" написана в 1896 году.

Источник: NUR.KZ

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .