Финансы
347043 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА по форсированному индустриально-инновационн... ➨ Читайте больше на NUR.KZ Экономика и бизнес

Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

по форсированному индустриально-инновационному развитию

Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы

Астана, 2010 год

Содержание

Сноска. Раздел с изменениями, внесенными указами Президента РК от 01.08.2013 № 607; от 25.12.2014 № 984.

Паспорт Программы

Введение

Анализ текущей ситуации

Цель, приоритеты, задачи и принципы программы

Основные направления реализации Программы

1. Развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивающих ее диверсификацию и рост конкурентоспособности

1.1 Диверсификация производства в "традиционных индустриях"

Нефтегазовый сектор

Горнометаллургическая отрасль

Химическая промышленность

Атомная промышленность

1.2 Развитие отраслей на базе внутреннего спроса

Машиностроение

Фармацевтическая промышленность

Строительная индустрия и производство строительных материалов

1.3 Поддержка отраслей, имеющих экспортный потенциал

Агропромышленный комплекс

Легкая промышленность

Туристская отрасль

1.4 Развитие секторов "экономики будущего"

Информационные и коммуникационные технологии

Космическая деятельность

Возобновляемые источники энергии

2. Ключевые меры поддержки развития приоритетных секторов

2.1 Обеспечение энергетической инфраструктурой

2.2 Обеспечение транспортной инфраструктурой

2.3 Обеспечение инфокоммуникациями

2.4 Развитие минерально-сырьевого комплекса

2.5 Обеспечение квалифицированными кадровыми ресурсами

2.6 Снижение административных барьеров

2.7 Развитие конкуренции

2.8 Техническое регулирование и создание инфраструктуры качества

2.9 Энергосбережение

2.10 Развитие инноваций и содействие технологической модернизации

2.11 Тарифная политика

2.12 Привлечение инвестиций и развитие специальных экономических зон

2.13 Торговая политика

2.14 Инструменты финансовой поддержки Программы

2.15 Местное содержание

3. Формирование центров экономического роста на основе рациональной территориальной организации экономического потенциала

3.1 Территориальная организация производственного потенциала в разрезе приоритетных секторов экономики

3.2 Формирование центров экономического роста

4. Обеспечение эффективного взаимодействия государства и бизнеса в развитии приоритетных секторов экономики

4.1 Схема и инструменты реализации Программы на республиканском уровне

4.1.1 Роль системообразующих крупных частных компаний и субъектов квазигосударственного сектора в реализации Программы

4.1.2 Механизмы реализации Программы на республиканском уровне

4.2 Схема и инструменты реализации Программы на региональном уровне

4.2.1 Роль институтов развития, национальных компаний в реализации Программы на региональном уровне

4.2.2 Механизмы реализации Программы на региональном уровне (Дорожная карта бизнеса 2020)

4.3 Повышение роли объединений бизнеса

5. Финансовое обеспечение Программы

6. Результаты Программы

 

Основание для 1) пункт 1 Плана мероприятий по реализации

разработки поручений Президента Республики Казахстан, данных

на внеочередном XII съезде НДП "Hуp Отан" 15 мая

2009 года, утвержденного распоряжением Президента

Республики Казахстан от 2 июня 2009 года № 326;

2) пункты 3 и 4 Плана мероприятий по реализации

поручений Президента Республики Казахстан, данных

на III сессии Парламента Республики Казахстан

четвертого созыва 1 сентября 2009 года,

утвержденного приказом Руководителя

Администрации Президента Республики Казахстан от

19 сентября 2009 года № 01-30.27.

Разработчик Министерство экономического развития и торговли

Республики Казахстан, Министерство индустрии и

новых технологий Республики Казахстан

Цель программы Обеспечение устойчивого и сбалансированного роста

экономики через диверсификацию и повышение ее

конкурентоспособности

Задачи Развитие приоритетных секторов экономики,

обеспечивающих ее диверсификацию и рост

конкурентоспособности;

усиление социальной эффективности развития

приоритетных секторов экономики и реализации

инвестиционных проектов;

создание благоприятной среды для индустриализации;

формирование центров экономического роста на

основе рациональной территориальной организации

экономического потенциала;

обеспечение эффективного взаимодействия

государства и бизнеса в процессе развития

приоритетных секторов экономики.

Срок реализации 2010 - 2014 годы

Необходимые Государственный бюджет и средства предприятий,

ресурсы и организаций, включая средства национальных

источники компаний и организаций с участием государства.

финансирования Объемы финансирования из республиканского и местных

бюджетов будут уточняться при формировании

соответствующих бюджетов на планируемый период

Целевые Увеличение:

индикаторы 1) ВВП в реальном выражении в 2014 году - не менее

чем на 38,4 % к 2008 году, в номинальном выражении

- на 26 трлн. тенге;

2) ВДС несырьевого сектора в реальном выражении к 2015 году составит не менее 39,5 % к уровню 2008 года;

3) обрабатывающей промышленности в реальном выражении к 2015 году составит 43,6 % к уровню 2008 года;

4) стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта - не менее чем на 30 % к уровню 2008 года;

5) производительности труда в обрабатывающей промышленности - не менее чем в 1,5 раза к уровню 2008 года в реальном выражении (в сопоставимых ценах 2008 года);

6) доли местного содержания в закупках государственных учреждений и организаций: товаров - до 43 %, работ и услуг - до 87 %;

7) доли местного содержания в закупках национального управляющего холдинга, национальных холдингов и компаний: товаров - до 49 %, работ и услуг - до 78 %;

8) доли местного содержания в закупках недропользователей (горнорудный комплекс): товаров - до 12 %, работ и услуг - до 74 %;

9) доли местного содержания в закупках недропользователей (нефтегазовый сектор) без учета показателей НКОК, КПО и ТШО: товаров - до 16,0 %, работ и услуг - до 72,5 %;

10) доли местного содержания в закупках системообразующих предприятий: товаров - до 15 %, работ и услуг - до 68 %;

11) доли инновационно активных предприятий - до 10 % от числа действующих предприятий.

Снижение энергоемкости ВВП не менее чем на 10 % от уровня 2008 года.

Введение

Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы (далее - Программа) разработана во исполнение поручения Главы государства, данного 15 мая 2009 года на внеочередном XII съезде Народно-демократической партии "Hуp Отан", Послания Главы государства народу Казахстана "Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана", а также в соответствии с ключевыми направлениями Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, являющегося вторым этапом реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года.

Программа направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности.

В целях формирования основ постиндустриальной экономики продолжится развитие национальной инновационной инфраструктуры и поддержка научно-технологических заделов, имеющих перспективы коммерциализации.

В целом, государственная поддержка диверсификации экономики будет осуществляться через реализацию системных мер экономической политики на макро- и секторальном уровнях, а также селективных мер поддержки конкретных секторов экономики и проектов.

Государство системно выстроит свое взаимодействие с бизнесом на основе формирования эффективных институтов сотрудничества как на республиканском, так и региональном уровнях.

Адекватная объективному состоянию экономики траектория политики индустриализации до 2015 года будет иметь внутреннюю согласованность с ресурсными, инфраструктурными, институциональными и технологическими ограничениями. Системный характер встроенных в Программу механизмов, стимулирующих диверсификацию и технологическую модернизацию экономики, обеспечит:

- создание благоприятных макроэкономических условий;

- улучшение бизнес-климата и стимулирование притока инвестиций;

- массовую технологическую модернизацию и развитие национальной инновационной системы;

- повышение качества человеческого капитала.

Концентрация ресурсов государства и бизнеса на развитии приоритетных секторов экономики будет сопровождаться интерактивным процессом согласования решений государства и бизнеса, использованием современных информационных систем мониторинга и конкретных инструментов реализации.

Анализ текущей ситуации

Курс индустриально-инновационного развития, заложенный в начале 2000 года, стратегически верно идентифицировал основные риски экономики Казахстана: был выбран безальтернативный курс на диверсификацию экономики и уход от сырьевой зависимости.

За этот период созданы базовые институциональные основы индустриализации:

Национальный фонд, обеспечивающий устойчивость экономики;

АО "ФНБ "Самрук-Казына", консолидирующий потенциал государства на реализации прорывных направлений;

институты развития, сопровождающие процесс диверсификации;

диалоговые площадки для взаимодействия и координации действий государства и бизнеса.

В рамках инвестиционной политики совершенствовалась законодательная база, определяющая правовые и экономические основы стимулирования инвестиций.

Эти меры позволили в период активного роста экономики, связанного с ростом нефтегазодобывающего сектора, обеспечить адекватный рост и ненефтяного сектора экономики, обеспечить условия для дальнейшего становления малого и среднего бизнеса.

Несмотря на определенные результаты, политика диверсификации и инновационного развития не была реализована в полной мере в связи с наличием ряда системных эффектов, объективно присущих ресурсным экономикам стран с развивающимися рынками:

проявляются симптомы "голландской болезни" экономики, способствуя воспроизводству эффекта перераспределения ресурсов (инвестиционных, трудовых) в сырьевой сектор;

рыночный механизм в этот период оказался не в состоянии подавать сигналы, предотвращающие "перегрев" отдельных секторов экономики, и не смог помочь государству выстроить "правильную" структуру экономики;

политика диверсификации столкнулась с отсутствием необходимой критической массы для ее продвижения.

Масштабы выделенных государственных инвестиций на диверсификацию были недостаточны и распылены, что не могло привести к каким-либо серьезным структурным сдвигам.

В результате структура экономики сохранила сырьевую направленность, а структура занятости характеризует низкую эффективность использования трудового потенциала. В 2008 году, при занятости в сельском хозяйстве 31,5 % населения, удельный вес продукции этого сектора в структуре ВВП составил всего 5,8 %. За период с 2000 по 2008 годы доля обрабатывающей промышленности в ВВП сократилась с 16,5 % до 11,8 %, а доля горнодобывающей возросла с 13 % до 18,7 %.

По ключевому фактору конкурентоспособности экономики - производительности, несмотря на положительную динамику последних лет, Казахстан отстает от средних по развитию стран: по данным на 2008 год производительность труда по паритету покупательной способности в Казахстане составила 22,6 тыс. долл. на человека, в то время как в России - 33,4, Японии - 68,2, США - 98,1.

Соответственно, приоритеты бизнеса не коррелировали с приоритетами государства по развитию обрабатывающих производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Эти тенденции отразились и в соответствующем портфеле инвестиционных проектов, как институтов развития, так и банков второго уровня. Это отражает объективный эволюционный процесс становления национального бизнеса. Кризис, сдувший "пузыри", заставляет искать новые рынки и инновационные продукты. Оптимальным путем посткризисного развития Казахстана является ускоренная индустриализация.

Мировой опыт свидетельствует о наличии различных подходов к индустриализации: стратегии "догоняющего развития", "традиционной специализации", "постиндустриального развития". Исходя из структуры национальной экономики, на данном этапе развития наиболее подходящей стратегией индустриализации экономики Казахстана является стратегия "традиционной специализации" с опорой на сырьевой сектор с последующим переходом сырьевых производств на более высокие переделы.

Устойчивые связи между секторами традиционной специализации и остальной экономикой позволят сформировать целый ряд сопутствующих отраслей, которые получат возможность развиваться через их сервисное обслуживание. Это также сформирует благоприятные условия для формирования кластеров малого и среднего бизнеса вокруг предприятий сырьевого сектора.

Сегодня, когда усиливается конкуренция на развивающихся рынках и важно быстро занять рынки как внутренние, так и потенциальные внешние, необходимо максимально реализовать потенциал Таможенного союза с доступным рынком - 170 млн. человек. Кроме того, уникальное географическое положение Казахстана делает возможным осуществить и завоевать позиции эффективного глобального посредника в Азии и СНГ (Россия, Центральная Азия, Китай, Иран, Индия). В целях расширения доступных рынков активного присутствия предприятий Республики Казахстан необходимо обеспечить интенсивную поддержку несырьевого экспорта агропромышленного комплекса, текстильной промышленности и туризма.

Параллельно необходимо осуществить селективную поддержку секторов "экономики будущего", которые будут играть доминирующую роль в мировой экономике в последующие 15-20 лет.

Основным условием успешной реализации политики индустриализации должен стать рост производительности факторов производства и обеспечение конкурентоспособности национальной экономики.

Предстоящая индустриализация потребует перехода от политики равномерного развития регионов к точечному подходу развития городов и территорий, обладающих большим потенциалом роста и высокой экономической активностью.

Эффективность политики индустриализации зависит от консолидации усилий бизнеса и государства на развитии приоритетных секторов экономики, а также от формирования эффективных институтов и механизмов их взаимодействия.

Цель, приоритеты, задачи и принципы программы

Цель - Обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности.

Целевые индикаторы

1) увеличение ВВП в реальном выражении в 2014 году - не менее чем на 38,4 % к уровню 2008 года, в номинальном выражении - на 26 трлн. тенге;

2) увеличение ВДС несырьевого сектора в реальном выражении к 2015 году составит не менее 39,5 % к уровню 2008 года;

3) увеличение обрабатывающей промышленности в реальном выражении к 2015 году составит 43,6 % к уровню 2008 года;

4) увеличение стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта - не менее чем на 30 % к уровню 2008 года;

5) увеличение производительности труда в обрабатывающей промышленности - не менее чем в 1,5 раза к уровню 2008 года в реальном выражении (в сопоставимых ценах 2008 года);

6) снижение энергоемкости ВВП не менее чем на 10 % от уровня 2008 года.

Приоритеты:

повышение производительности факторов производства как важнейшего условия роста конкурентоспособности национальной экономики;

акцент на привлечение инвестиций, преимущественно прямых иностранных, в создание новых экспортоориентированных высокотехнологичных производств;

развитие и укрепление национальной инновационной системы;

снижение уровня концентрации экономики и усиление роли малого и среднего бизнеса в процессе индустриализации;

рациональная пространственная организация экономического потенциала.

Задачи:

Развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивающих ее диверсификацию и рост конкурентоспособности;

усиление социальной эффективности развития приоритетных секторов экономики и реализации инвестиционных проектов;

создание благоприятной среды для индустриализации;

формирование центров экономического роста на основе рациональной территориальной организации экономического потенциала;

обеспечение эффективного взаимодействия государства и бизнеса в процессе развития приоритетных секторов экономики.

Программа базируется на следующих принципах:

ориентация на бизнес-инициативы;

поддержка "прорывных" проектов и кластерных инициатив в несырьевом секторе;

оптимальное распределение рисков между государством и частным сектором и четкое определение их ролей в процессе индустриализации;

мультипликация новых бизнес-возможностей;

итеративность, связана с перманентным уточнением в процессе реализации Программы состава участников в зависимости от степени проработки проектов;

транспарентность - принцип открытости перечня участников Программы, содержания мастер-планов, запросов заявителей, мер государственной поддержки, результатов мониторинга реализации Программы;

равный доступ - участником Программы может являться как отечественная, так и иностранная компания, как крупные, так и средние, малые предприятия;

конкурентность - как основа продвижения эффективных проектов и предотвращения использования неэкономических методов;

трансфертность (эффект распространения) - меры государственной поддержки, касающиеся совершенствования нормативной правовой и нормативно-технической базы (улучшения бизнес-среды), распространяются на всех субъектов экономической деятельности;

преемственность - наиболее эффективные меры государственной политики, предусмотренные в уже реализуемых программных документах, будут применяться при реализации данной Программы;

образование - наука - инновация - базовые составляющие для обеспечения тесной взаимосвязи между подготовкой квалифицированных кадров, достижениями науки, созданием инновационных технологий и новых видов продукции, востребованных на рынках.

Основные направления реализации Программы

1. Развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивающих ее

диверсификацию и рост конкурентоспособности

Сноска. Подраздел 1 в редакции Указа Президента РК от 07.03.2014 № 762.

В предстоящий период политика индустриализации будет направлена на опережающее развитие приоритетных несырьевых секторов через развитие отраслей «традиционной специализации», которые станут катализаторами индустриально-инновационных процессов.

Усилия государства сконцентрируются на развитии следующих приоритетных секторов экономики:

1) традиционных: нефтегазового сектора, горно-металлургического комплекса, атомной и химической промышленности с последующим переходом сырьевых производств на более высокие переделы;

2) основанных на спросе недропользователей, национальных компаний и государства: машиностроение, строительная индустрия, фармацевтика;

3) производств, не связанных с сырьевым сектором и ориентированных преимущественно на экспорт: агропромышленный комплекс, легкая промышленность, туризм;

4) секторов «экономики будущего», которые будут играть доминирующую роль в мировой экономике в последующие 15-20 лет: информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, альтернативная энергетика, космическая деятельность.

При реализации Программы необходимо учитывать, что мировое сообщество вступило в третью индустриальную революцию, одной из характеристик которой являются кастомизация спроса (производство продуктов и услуг с учетом интересов и требований конкретного потребителя), применение индивидуального подхода в производстве товаров и услуг, что должно наложить существенный отпечаток на требования, предъявляемые к рабочей силе, размещению и организации производства.

Выделяются 4 основных тренда третьей промышленной революции:

1) автоматизация, цифровизация производств (переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую) и робототехника;

2) новые материалы;

3) логистика нового поколения;

4) «зеленые» технологии.

Вместе с тем, индустриально-инновационная политика должна отвечать следующим основополагающим требованиям третьей индустриальной революции:

1) развитие технологий энергосбережения и энергоэффективности, возобновляемых источников энергии, обеспечивающих снижение потребления энергии и выбросов в окружающую среду, а также переход к энергетической независимости (т.е. автономная выработка электроэнергии);

2) достижение гибкости производств за счет автоматизации систем управления, создания роботизированных производств, применения технологии 3D-печати. Это будет способствовать обеспечению мобильности технологических процессов для производства новой продукции и быстрому сбыту товаров под заказ в рамках средне- и мелкосерийного производства;

3) построение информационного общества, обеспечивающего широкомасштабное использование интернет-возможностей;

4) развитие новых материалов, таких как композитные материалы, нанотехнологии, имеющих совершенно иные возможности для производства и обладающих рядом преимущественных качеств (высокая прочность, легкость, универсальность, более низкая стоимость).

В целях реализации вышеприведенных приоритетных направлений будут проводиться анализ перспективности использования технологий с выявлением основных проблем при их реализации, осуществляться мероприятия по обучению, стимулированию потребителей технологий, приобщению отечественных работников к работе с данными технологиями, а также реализовываться меры по созданию исследовательских центров, учебных лабораторий, крупномасштабных инновационных проектов.

Успешная диверсификация экономики неразрывно связана с устойчивым развитием республики, в том числе путем оптимизации системы управления устойчивым развитием и внедрения «зеленой» политики низкоуглеродной экономики, привлечения инвестиций, решения экологических проблем, снижения негативного воздействия антропогенной нагрузки на природные экосистемы, усиления ответственности природопользователей по снижению эмиссий в окружающую среду, комплексной переработки отходов.

Индустриальная политика будет ориентирована на целенаправленное использование конкурентных преимуществ предприятий в производственной интеграции и промышленной кооперации, в результате которых могут быть сформированы кластеры нового поколения. Сотрудничество с мировыми лидерами в научной, технологической и маркетинговой сферах деятельности в результате позволит отечественным предприятиям повысить уровень научно-исследовательского и технологического потенциала, способствовать трансферту существующих и созданию новых технологий.

Кроме того, существует необходимость обеспечения базы для трансферта и внедрения передовых технологий, развития необходимой научно-исследовательской инфраструктуры и формирования благоприятного «инновационного климата», включающего создание условий и стимулов для инновационной деятельности отечественных компаний.

В этой связи, трансферт технологий будет осуществляться по трем основным направлениям:

Обеспечение доступа к зарубежным технологиям. Первоначально будут проработаны вопросы по осуществлению анализа рынка с целью выявления потребностей промышленности, возможности применения и адаптации тех или иных технологий в стране, в том числе в рамках реализации форсайтных исследований. На основе полученных результатов через акционерное общество «Национальное агентство по технологическому развитию» будет реализовываться программа по открытию доступа к базам данных зарубежных технологий, налаживанию контактов, оказанию поддержки в трансферте технологий, в том числе через целевые технологические программы. В свою очередь, проведение данной работы будет способствовать наращиванию инновационной активности отечественных предприятий.

1.1 Диверсификация производства в "традиционных индустриях"

Глава 1.1 с изменениями, внесенным указами Президента РК от 01.08.2013 № 607; от 07.03.2014 № 762; от 25.12.2014 № 984.

Нефтегазовый сектор

Сноска. Параграф в редакции Указа Президента РК от 01.08.2013 № 607; с изменением, внесенным Указом Президента РК от 07.03.2014 № 762.

Краткий анализ текущей ситуации

В 2009 году добыча нефти и газового конденсата в республике составила порядка 76,5 млн. тонн, добыча газа составила 35,6 млрд. куб. м. Экспорт нефти и газового конденсата составил 68,1 млн. тонн.

Нефтеперерабатывающими заводами (далее - НПЗ) в 2009 году переработано 12,1 млн. тонн нефти.

Дальнейшее развитие добычи нефти тесно взаимосвязано с морскими проектами и результатами проектов расширения месторождений "Тенгиз" и "Карачаганак".

Несмотря на большие объемы добычи углеводородного сырья, на сегодняшний день в Казахстане отсутствует полный технологический цикл глубокой переработки углеводородного сырья с получением продукции с высокой добавленной стоимостью.

Переработка углеводородного сырья ограничивается сепарацией нефти и газа. В стране действуют 3 НПЗ и 3 газоперерабатывающих завода (далее - ГПЗ), построенные еще в советское время и не отвечающие современным стандартам.

В настоящее время при участии АО "Национальная компания "КазМунайГаз" (далее - АО "НК "КазМунайГаз") подготовлены к этапу реализации базовые проекты по созданию высокотехнологичных, инновационных и гибких производств по комплексной, глубокой переработке углеводородного сырья, позволяющие производить качественные нефтепродукты и нефтехимическую продукцию в определенных соотношениях в зависимости от международного и внутреннего рынков спроса.

Для реализации взаимосвязанных производств нефтегазовой и нефтехимической отраслей в Атырауской области создана специальная экономическая зона "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк".

Основные задачи

1. Увеличение глубины и объемов переработки отечественного углеводородного сырья (нефть/газ).

2. Обеспечение потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах и сжиженном газе.

3. Диверсификация экспортных маршрутов транспортировки нефти, газа.

Целевые индикаторы

1. Обеспечение роста объемов переработки нефти на НПЗ в 2014 году до 15 млн. тонн (122,1 % к 2008 году), с доведением качества отечественных нефтепродуктов с 2016 года до стандартов качества Евро-4, Евро-5.

2. Обеспечение транспортировки газа по газопроводу "Бейнеу - Бозой - Шымкент":

в 2013 году - до 2,5 млрд. куб. м;

в 2015 году - до 6 млрд. куб. м;

с 2016 года и в последующие годы - до 10 млрд. куб. м.

3. Обеспечение производства нефтяных дорожных битумов с 2013 года в объеме 200 тыс. тонн в год.

4. Обеспечение производства ароматических углеводородов (бензол, п-ксилол):

в 2014 году - до 188,7 тыс. тонн в год;

в 2015 году - до 377,4 тыс. тонн в год;

с 2016 года и в последующие годы - до 629,0 тыс. тонн в год.

Основные направления развития отрасли

Политика государства в сфере нефтегазового сектора будет сфокусирована на стимулировании развития производств более высокой добавленной стоимости, формировании вспомогательного, обслуживающего и перерабатывающего блоков малых и средних предприятий через аутсорсинг и усиление местной составляющей в крупных проектах, а также на формировании кластеров вокруг крупных системообразующих компаний за счет объединения усилий обслуживающих и вспомогательных предприятий.

Такой подход позволит достичь широкого мультипликативного эффекта от развития нефтегазового и нефтехимического секторов на сопряженные отрасли внутренней экономики с его активным внедрением в национальный воспроизводственный процесс.

Будут созданы нефтегазовые и нефтехимические производства по глубокой переработке углеводородного сырья для выпуска базовой и широкого спектра продукции с высокой добавленной стоимостью с использованием возможности сочетания инновационных технологий глубокой, первичной и комплексной переработки углеводородного сырья.

В этих целях предусматривается реализация следующих инвестиционных проектов:

1) строительство на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (далее - АНПЗ):

комплекса по производству ароматических углеводородов с проектной мощностью бензола - 133 тыс. тонн в год, параксилола - 496 тыс. тонн в год. Срок реализации проекта: 2010-2014 годы;

комплекса по глубокой переработке нефти. Срок реализации проекта: 2011 - 2016 годы;

2) модернизация и реконструкция Шымкентского нефтеперерабатывающего завода (Южно-Казахстанская область) мощностью по переработке нефти до 6 млн. тонн в год. Срок реализации проекта: 2011 - 2016 годы;

3) модернизация и реконструкция Павлодарского нефтехимического завода (Павлодарская область) мощностью по первичной переработке нефти до 7,5 млн. тонн в год. Срок реализации проекта: 2011 - 2016 годы;

4) строительство интегрированного газохимического комплекса по производству базовой нефтехимической продукции мощностью 1,3 млн. тонн продукции в год, предусматривающего переработку углеводородного газа Тенгизского месторождения (Атырауская область). Срок реализации проекта: 2009 - 2016 годы;

5) строительство битумного завода на базе Актауского завода пластических масс (переработка тяжелой Каражанбасской нефти) мощностью не менее 400 тыс. тонн дорожных битумов, соответствующих климатическим условиям Казахстана (Мангистауская область). Срок реализации проекта: 2010-2013 годы.

Для увеличения местного содержания в закупках нефтегазовых компаний предполагаются следующие меры:

1) национальные компании нефтегазовой сферы будут инициировать создание новых производств, обеспечивающих увеличение доли местного содержания в закупках посредством прямого участия во вновь создаваемых производствах или гарантирования долгосрочного заказа продукции, выпускаемой отечественными товаропроизводителями;

2) вокруг крупных нефтегазовых проектов будут создаваться технопарки по примеру Аксайского индустриального парка, созданного при поддержке компании "Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В." (далее - КПО).

Читать далее

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .