Финансы
331815 Стоимость авиакеросина в Казахстане в ближайшем будущем может повыситься.В Казахстане вслед за бензином Экономика и бизнес

В Казахстане вслед за бензином может подорожать и авиатопливо

Стоимость авиакеросина в Казахстане в ближайшем будущем может повыситься.

В Казахстане вслед за бензином может подорожать и авиатопливо
В Казахстане вслед за бензином может подорожать и авиатопливо

Таким мнением с LS поделился вице-президент по развитию АО "Международный аэропорт Алматы" (МАА) Даулет Мамеков.

Из-за критической ситуации с автомобильным топливом, сложившейся в стране, могут пострадать и другие сектора. В частности, участники авиационного рынка не исключают повышения стоимости горючего для самолетов. Представитель алматинского аэропорта заявил, что на рынках ГСМ, как автомобильного, так и авиационного ситуации схожие.

"Наши нефтеперерабатывающие заводы не могут обеспечить 100% потребность авиационной отрасли в керосине. Порядка 35%-40% мы импортируем, — сказал Мамеков, — Стоимость топлива будет колебаться в зависимости от того, что будет приоритетней — перерабатывать из нефти для давальцев, то есть для нефтеперерабатывающих заводов".

По его словам, цена на авиатопливо в настоящее время более или менее устоялась. "У нас она идет в пределах $800-$900 (за тонну — ред. LS). Но, мы, конечно, ожидаем в ближайшее время повышение стоимости. Но я не думаю, что они (повышение цен – ред. LS) будут значительными. По крайнее мере мы на это надеемся", — добавил вице-президент МАА.

Согласно данным Мамекова, ежегодная потребность алматинского аэропорта от 600 до 800 тыс. тонн, в зависимости от потребления авиакомпаний, как местных, так и зарубежных, обслуживаемых МАА. Из них 60%-65% перерабатываются местными заводами, остальной объем импортируется, в основном, из России.

Схожего мнения относительно роста стоимости авиакеросина придерживается и экономист Сергей Смирнов. "Конечно, стоимость авиатоплива тоже будет расти", — прокомментировал он вопрос LS.

Напомним, ранее представители министерства нефти и газа, реорганизованного в министерство энергетики РК заявляли о создании единого оператора по продажам авиатоплива. Таким образом, ведомство планирует не допустить повышение цен. В настоящее время, доля алматинского аэропорта, по словам Д.Мамекова, составляет около 10% от стоимости горючего. Как сообщили в аэропорту Астаны, их доля составляет около 5%.

В настоящее время уже создана компания "Казмунайгаз — Аэро" (КМГ-Аэро). Как пояснили LS в пресс-службе компании "КазМунайГаз — переработка и маркетинг" (курирующей все отечественные НПЗ), деятельность "КМНГ-Аэро" на рынке заключается в реализации авиатоплива в аэропортах РК, включая приобретение собственных топливо-заправочных комплексов. Она окажет содействие в формировании сбалансированной цены на горючее, обеспечивая справедливую конкуренцию между участниками рынка.

"На сегодняшний день "КМГ-Аэро" ведется работа по унификации ценовой политики на авиатопливо в аэропортах страны. Главной целью данной задачи является стабилизация цен и удобство перелетов, в частности для авиакомпаний, осуществляющих внутренние рейсы по Казахстану. При этом средняя цена реализации авиатоплива отдельных участников рынка в аэропортах РК определяется неравномерно", — ответили в компании.

Между тем, компания "КМГ-Аэро" еще не определена единым оператором. "Вопрос о создании единого оператора по поставке авиатоплива находится в компетенции правительства Республики Казахстан", — заявляют в "КазМунайГаз — переработка и маркетинг".

Однако в компетентном ведомстве, на запросы так и не ответили.

Тем временем, экономист Смирнов не верит, что деятельность единого оператора по продаже авиатоплива будет отличаться от аналогичной компании по продаже автомобильного топлива.

"Единый оператор с поставленной задачей – регулированием импортных поставок нефтепродуктов и обеспечением стабильности на внутреннем рынке – не справился ни в прошлом, ни в этом году. Сдерживание импорта топлива обернулось его дефицитом.  Полагаю, что итог деятельности единого оператора по авиакеросину будет такой же", — считает Смирнов.

Он также напоминает и другой опыт в фармацевтической сфере. "Полагаю, что результат будет тот же, что и с "СК-Фармация", монополизировавшей весь рынок госзакупок медикаментов. В начале года в поликлиниках и больницах не хватает лекарств, поскольку они поступают с опозданием. При этом стоимость, закупаемой монополистом медтехники и препаратов, выросла. Не вижу оснований считать, что с авиатопливом будет иная ситуация", — заявил Смирнов.

По данным "КМГ — переработка и маркетинг" на казахстанских НПЗ за 2011 год было произведено 388,374 тыс. тонн авиатоплива (Атырауский НПЗ- 46,443 тыс. тонн, "Павлодарский нефтехимический завод" (ПНХЗ) — 123,927 тыс. тонн, "ПетроКазахстан Ойл Продактс" (ПКОП) — 218,004 тыс. тонн); за 2012 год — 432,919 тыс. тонн (АНПЗ — 58,252 тыс. тонн, ПНХЗ — 99,665 тыс. тонн и ПКОП — 275,002 тыс. тонн); за 2013 год — 402,679 тыс. тонн (АНПЗ — 38,230 тыс. тонн, ПНХЗ — 133,117 тыс. тонн, ПКОП — 231,332 тыс.тонн).

Источник: LS

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 6

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .