261779 Весьма удивляют данные официальной статистики о распределении регионов... ➨ Читайте больше на NUR.KZ Казна

Битва за прилавок: какой регион Казахстана продаёт больше всех

Весьма удивляют данные официальной статистики о распределении регионов страны по объёму розничной торговли на душу населения, пишет Деловая неделя.

Битва за прилавок: какой регион Казахстана продаёт больше всех

Алматы, безусловно, выглядит здесь аномалией, так как при среднем по Казахстану показателе в 233,5 тыс. тенге по итогам 2011 года в южной столице на одного жителя приходилось 746,1 тыс. тенге или в 3,2 раза больше! Выше среднего уровня оказались также Астана (490,8 тыс. тенге), Актюбинская (312,1 тыс. тенге), Карагандинская (302,7 тыс. тенге), Атырауская (292,9 тыс. тенге), Восточно-Казахстанская (259,6 тыс. тенге) и Павлодарская (249,6 тыс. тенге) области.Удивляет, что в эту группу не попала Мангыстауская область (168,3 тыс. тенге), где среднемесячная зарплата работников довольно высока.

Зато вполне закономерными выглядят показатели регионов-аутсайдеров по уровню зарплат и денежных доходов жителей - Жамбылской (98,4 тыс. тенге), Алматинской (90,9 тыс. тенге) и Южно-Казахстанской (74,8 тыс. тенге) областей. Давно известно, что многие жители этих регионов приезжают в Алматы не только для того, чтобы зарабатывать на хлеб насущный в мегаполисе, но и потратить здесь же деньги на приобретение потребительских товаров, поскольку у них дома ритейл развит довольно слабо. Более того, из-за неразвитости торговой сети им зачастую дешевле закупаться в Алматы!

Примечательно и то, что Южно-Казахстанская область, будучи самым населенным регионом Казахстана, занимала по итогам 2011 года лишь 7-е место по объему розничной торговли продовольственными товарами, показав около 54 млрд. тенге. А лидировали здесь Алматы (223,9 млрд. тенге) и Карагандинская область (196,3 млрд. тенге) при общем объёме товарооборота по этой группе товаров в стране 1 трлн. 225,9 млрд. тенге. За лидерами следовали Актюбинская (120,2 млрд. тенге) и Восточно-Казахстанская (119,2 млрд. тенге) области и Астана (114,8 млрд. тенге). По объему розничной торговли непродовольственными товарами Южно-Казахстанская область была на 6-м месте - 140,0 млрд. тенге, а обошли этот регион Алматы (844,7 млрд. тенге), Восточный Казахстан (243,4 млрд. тенге), Астана (238,6 млрд. тенге), Карагандинская (213,9 млрд. тенге) и Павлодарская (140,1 млрд. тенге) области.

Но самое удивительное заключается в том, что при столь слабых позициях по объёму розничного товарооборота как раз таки Южно-Казахстанская область лидирует в стране по размаху сети торговых точек. Согласно подсчётам статистиков, в 2011 году при общем количестве таких точек по стране в 242,4 тысячи и суммарной их торговой площади почти в 11 млн. квадратных метров на этот регион приходилось, соответственно, 32,6 тысяч и 1 млн. 441,5 тыс. кв. метров. В 5-ку лидеров по числу торговых точек входили Алматы (27,4 тыс.), Карагандинская (26,4 тыс.), Восточно-Казахстанская (24,8 тыс.) и Алматинская (23,7 тыс.) области.Любопытно, что в Астане торговых точек насчитывалось лишь 12,8 тыс. - по этому показателю столицу обошли еще Костанайская (15,3 тыс.) и Акмолинская (13,2 тыс.) области!А по общему размеру торговых площадей сюрприз преподнес Алматы, оказавшийся на 4-м месте с 1 млн. 42,6 тыс. кв. метров и пропустивший вперед Восточно-Казахстанскую (1 млн. 106,5 тыс.) и Актюбинскую (1 млн. 44,5 тыс.) области!

Но при этом Алматы лидировал по площадям торгующих предприятий - 603,3 тыс. кв. метров, второй шла Костанайская область (477,5 тыс.), тогда как Южно-Казахстанская оказалась третьей с 377,7 тыс.Зато этому региону не было равных по торговым площадям у индивидуальных предпринимателей - 1 млн. 63,8 тыс. кв. метров при общем их размере в Казахстане 6 млн. 676 тыс.Ещё одним статистическим сюрпризом можно считать, что второе место здесь у Актюбинской области (830,8 тыс.), за которой последовали Восточный Казахстан (733,9 тыс.), Алматинская (538,6 тыс.) и Карагандинская (520,8 тыс.) области, тогда как индивидуальные предприниматели Алматы, считающегося ещё и основным центром малого бизнеса страны, располагали лишь 439,3 тыс. кв. метрами торговых площадей.

В чём причина таких удивительных статистических парадоксов, сказать сложно. Но можно предположить, во-первых, что статистики, а вместе с ними и все органы государственной власти, просто не располагают полной картиной индивидуального предпринимательства в торговой сфере. А во-вторых, стоит вспомнить и о том, что малый бизнес старательно укрывает значительную часть своих оборотов и доходов от родного государства, чтобы последнее не задушило его налогами и сборами.

Источник: Деловая неделя

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .