Финансы
248397 В 2013 году в рамках толлинга Казахстан планирует поставить в Китай 50... ➨ Читайте больше на NUR.KZ Казна

Казахстану не так уж просто поставить нефть в Китай

В 2013 году в рамках толлинга Казахстан планирует поставить в Китай 500 тыс. тонн нефти, для этого рассматривается строительство трубопровода. Эксперты в данном намерении правительства РК видят только экономический подтекст, передает "КУРСИВъ".

Казахстану не так уж просто поставить нефть в Китай
Фото: neftegaz.ru

"В 2012 году мы из КНР поставили первые 26 тыс. тонн высокооктанового бензина. На 2013 год мы планируем переработать в КНР уже порядка 500 тыс. тонн нефти", – сообщил министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев.

Напомним, что Казахстан с прошлого года начал поставки нефти для толлинга на китайский НПЗ в Душаньцзы, принадлежащий компании Petrochina. Толлинг предусматривает возврат в страну светлых фракций и оставление на НПЗ темных.

Однако если с поставкой нефти в Китай никаких проблем не существует, то вывоз нефтепродуктов в Казахстан не так уж и прост. Ключевая проблема заключается в недостаточной пропускной способности и технических возможностях железнодорожного узла Достык – Алашанькоу (чем во многом обуславливается ввод в строй альтернативной ж/д ветки Жетыген – Алтынколь – Хоргос), который изначально не был ориентирован на обслуживание крупных объемов нефтепродуктов из Китая.

Как отметил г-н Мынбаев, весь объем импорта нефтепродуктов из России Казахстан заменить не может.

"В частности, существует ограничение по пропускной способности по "Достыку". В настоящее время прорабатывается вопрос увеличения пропускной способности", – добавил глава Миннефти.

В связи с этим для увеличения объема транспортировки нефти на толлинг в Китай рассматривается возможность строительства приграничного нефтепродуктопровода. По словам министра, этот нефтепровод будет действовать до завершения реконструкции казахстанских НПЗ – до конца 2015 года.

Как отмечает старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Мурат Абулгазин, китайская сторона уже планирует строительство нефтепродуктопровода по своей территории от границы до Душаньцзы.

Причиной такого решения стало соглашение с Россией по методике встречных поставок нефти в Россию за ввезенные нефтепродукты. Исполнение Казахстаном обязательств по данному соглашению сказывается на снижении доходов бюджета республики.

Эксперты едины в мнении о том, что возможное строительство нефтепровода не имеет политической подоплеки.

Для старшего аналитика в области энергетики IHS Energy Эндрю Неффа это абсолютно экономический ход – обращаясь к толлингу с Китаем, Казахстан может удовлетворить внутренний спрос на нефтепродукты без поставок из России.

"Я думаю, что строительство нефтепровода рассматривается как временный шаг, обусловлено это де-факто запретом на экспорт бензина из России (из-за непомерно высоких экспортных пошлин, введенных в мае 2011 года), что создало определенное давление на поставку нефтепродуктов из России для Центрально-Азиатского региона. Также толлинговый механизм является более дешевым вариантом для снабжения казахстанского рынка нефтепродуктами, чем импорт российского бензина", – добавил он.

Г-н Абулгазин также не видит никакой политической подоплеки, так как речь идет о взаимоотношениях с ведущими торговыми партнерами РК.

"В противном случае любая коммерческая сделка в пределах существующих или новых договоренностей может быть названа политической", – сказал эксперт.

Пока сложно судить, какие будут точные технические характеристики и финансовая составляющая нефтепродуктопровода, потому что проект находится в начальной стадии и его окончательная конфигурация будет понятна в ближайшие месяцы.

"Не стоит исключать и того, что проект может остаться только на бумаге", – считает старший аналитик АИРИ Артем Устименко.

Тем не менее уже сейчас аналитики имеют собственную точку зрения о возможных опциях проекта.

В то же время Казахстан не готов к резкому снижению импорта российских ГСМ, прежде всего дефицитных светлых нефтепродуктов. Доказательством служит подписание российско-казахстанских нефтяных соглашений и ограниченные объемы нефти для толлинга в Китае в 2013 году.

"Меньшие показатели толлинговой переработки, по сравнению с предварительно озвученными 1,5 млн тонн, могут объясняться отсутствием свободных объемов сырой нефти в Казахстане, прежде всего из-за падения объемов добычи, а также ограниченной свободной пропускной способностью нефтепровода Атасу – Алашанькоу", – предполагает г-н Устименко.

Что касается российских поставщиков ГСМ в Казахстан, то аналитики считают, что они могут легко переориентироваться с Казахстана на другие рынки Центральной Азии, в частности Кыргызстана и Таджикистана.

Источник: КурсивЪ

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .