Финансы
245059 Людям кажется, что управляющий, случайно обыгравший рынок, или экономи... ➨ Читайте больше на NUR.KZ Международные финансы

Зачем покупать советы колдунов и финансовых консультантов

Людям кажется, что управляющий, случайно обыгравший рынок, или экономист, однажды предсказавший кризис, могут делать это снова и снова. Почему это не так? В этом разбирался корреспондент "Forbes.ru".

Зачем покупать советы колдунов и финансовых консультантов
Фото сайта forbes.ru

Финансовый консультант — одна из самых высокодоходных профессий в мире, сообщает один из сайтов, помогающий людям обрести новую профессию. У нас частный инвестор получает 100%-ную гарантию на вложенный капитал вне зависимости от его размера, надежность выше банковских депозитов, есть шансы и на 20%-ный бонус, рекламирует себя одна из консалтинговых фирм, помогающая клиентам пристроить деньги. Консультанты, не дающие прямых советов по управлению деньгами, тоже не бедствуют.

В кризисное время велик спрос на прогнозы: будет ли вторая волна кризиса, рухнет ли евро, что будет с американским долгом и долларом. К услугам богатых людей экономисты типа Нуриэля Рубини, их можно "выписать" на форум с участием политических лидеров страны или пригласить на частный семинар с руководством крупной сырьевой компании. А совсем неискушенным в экономике и финансах инвесторам подойдут прорицатели, у которых завтра всегда Армагеддон. Ну или послезавтра.

Прогнозирование — непыльная работа, особенно если дата, на которую делается прогноз, далека от даты его публикации. Ну кому, скажите, охота в конце декабря лезть в мартовский архив, чтобы посмотреть, кто из аналитиков инвесткомпаний угадал, каким будет в конце года индекс ММВБ или РТС?

В 2008 году ровно такой эксперимент проделал журнал SmartMoney, и аналитик, оказавшийся ближе всего к правильному ответу, назвал цифру в 2 раза больше реальной. Остальные думали, что в 2008 году российский рынок будет "тихой гаванью" и вырастет на 20%.

Двумя годами раньше журнал рассчитал, что всего четверть рекомендаций аналитиков позволяет обыгрывать рынок. Почему люди платят за бесполезные советы? Ровно так называется работа, выполненная недавно экономистом Лондонской школы экономики (LSE) Паудхави и Риянто из Технологического университета в Наньяне (Сингапур). И насколько велика готовность публики покупать заведомо бессмысленные консультации?

Исследователи провели серию тщательно спланированных экспериментов, участники которых могли покупать советы несуществующего эксперта, предсказывавшего непредсказуемое, полностью зависящее от слепого случая будущее. И покупали!

До сих пор экономисты и психологи расходились в ответах на вопрос, почему люди покупают советы колдунов и указующих перстом в небо прогнозистов. Первые считали, что в целом люди рациональны и покупаемые ими советы бесполезны только постфактум, тогда как в момент покупки были вполне осмысленными.

Есть теория (оксфордский психолог Джастин Барретт), что приписывание Неведомой Силе возможности влиять на случайные события помогло человеческому роду выжить: куда лучше приписать случайный шорох мнимому хищнику и напрасно испугаться, чем оказаться съеденным реальным хищником, думая, что это были случайные, хоть и ритмичные шаги.

В эксперименте Паудхави и Риянто люди столкнулись с торжеством случайности: подбрасываемая монета подчиняется лишь теории вероятностей, да и то не всегда. Но они очень быстро переходили от правильного убеждения, что результаты не зависят от прошлого опыта и непредсказуемы, к готовности платить за предсказания "эксперта", если он пару раз подряд случайно угадал, какой стороной упадет монета. Раз угадал, значит может знать, как сложится ситуация дальше, решает простодушный. Эта ошибка — ложная генерализация (обобщение) — закономерность, обратная закону больших чисел.

Первые пять человек, встреченные путешественником в незнакомом городе, оказались детьми. Значит, все в этом городе дети, предположит он. А уж если детьми будут и следующие пятеро, предположение перерастет в уверенность. Люди не могут поверить, что случайные результаты действительно случайны, и ищут в них стройную систему. Закон малых чисел уверяет человека, что управляющий, обыгравший рынок сегодня, сделает то же и завтра.

Наивный искатель закономерности совершает "ошибку горячей руки" (hot-hand fallacy): баскетболист, сделавший несколько удачных бросков, попадет в корзину еще раз. И если это предположение пару раз подтвердилось, значит в следующий раз шанс на удачу еще выше. Противоположная логика — "ошибка игрока": "Только что он попал, но теперь точно промахнется". Неправы оба: успех или неудача в прошлом не определяют шанс попасть в будущем. Можно быть оптимистом или пессимистом, но и в покере, и в рулетке человеческий разум, видящий закономерность там, где ее нет, проигрывает случайности и организаторам игры.

Финансовым консультантам и экономическим прогнозистам эти ошибки очень на руку: победи несколько раз рынок, и тебе принесут деньги. Хотя еще Юджин Фама из Чикагского университета 30 лет назад доказал, что активно управляемые фонды не выигрывают у рынка в целом (на этом основана стратегия индексных фондов).

Паудхави и Риянто выдали 378 таиландским и сингапурским студентам, разделенным на несколько групп, по 300 жетонов, которые можно было ставить (минимальная ставка — 10) на результат пяти раундов подбрасывания монеты. Все было сделано для того, чтобы подбрасывание было "честным" (бросал монету произвольный участник эксперимента, брали монету тоже у случайного человека, меняли после двух и четырех раундов и т. д). На столе у каждого подопытного лежало пять конвертов с предсказаниями результатов пяти туров.

Их можно было за 10 жетонов купить накануне раунда. Если конверт не был куплен, участник эксперимента знакомился с его содержимым после каждого раунда бесплатно. По окончании эксперимента жетоны конвертировались в местную валюту, можно было выиграть до $270.

Кто делал прогнозы и по какой методике — всей этой информации, которая могла побудить к покупке предсказания или оттолкнуть от нее, участникам не сообщалось. Результат: люди, получившие верные предсказания по итогам первого тура, покупали прогноз на 5% чаще остальных. Те, у кого прогнозы совпали с реальностью дважды, покупали следующий на 15% чаще. Тройной успех повышал вероятность покупки прогноза на 19%, а четырехкратный — на 28%.

Тайцы платили за прогнозы чаще сингапурцев. К покупке прогнозов игроки относились серьезно: ставка у тех, кто приобретал прогнозы, была в 3–5 раундах на 30–40% выше, чем у воздерживавшихся.

Был отмечен и обратный эффект ("ошибка игрока"): люди, получившие четыре неверных прогноза, покупали пятый, чтобы сделать ставку вопреки ему. Но этот эффект втрое слабее. Другой эксперимент LSE (Гай Мэйраз) показывает, что люди не просто азартны, но и верят в лучший для себя исход дел: те, кому обещана награда в случае роста цены актива, верят в его рост, а те, кому обещана награда в случае падения, ждут именно его. И чем выше награда, тем сильнее ошибка в прогнозе.

Две модели LSE показывают, как продают свои прогнозы аналитики, экономисты и управляющие: угадай несколько раз, и у тебя купят следующий прогноз. Сколько раз ты ошибся до этого, никто не запомнит. И сделав ставку на один из вариантов исхода дел, клиент будет ждать именно его.

Так что вполне возможно, что Рубини, одна из книжек которого в русском переводе называется нескромно "Как я предсказал кризис", на самом деле кризиса не предсказал. Он просто несколько лет подряд говорил, что кризис будет. И в конце концов угадал.

Источник: Forbes.ru

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .