Финансы
238727 Вхождение во Всемирную торговую организацию положительно скажется на э... ➨ Читайте больше на NUR.KZ Экономика и бизнес

Эксперт: ВТО – "холодный душ" для наших бизнесменов

Вхождение во Всемирную торговую организацию положительно скажется на экономике страны в дальнейшем, в частности потому, что заставит "проснуться" отечественных предпринимателей и улучшить качество производимой в Казахстане продукции.

Эксперт: ВТО – "холодный душ" для наших бизнесменов

Фото Ярослава Радловского

Такое мнение в интервью корреспонденту BNews.kz выразил д.э.н., президент Ассоциации вузов Казахстана Рахман Алшанов."С ростом объемов мировой экономики значительно быстрее растут объемы мировой торговли. И все страны, государства заинтересованы в том, чтобы создать благоприятные условия для своих товаропроизводителей. Казахстан сегодня сотрудничает более чем с 182 государствами мира, заинтересованность есть в том, чтобы наши товары успешно проходили на мировой рынок, наши бизнесмены могли реализовывать свою продукцию. В правилах Всемирной торговой организации имеются льготы и предоставлены благоприятные условия, то есть мы сможем беспрепятственно выходить на мировые рынки без дискриминационных мер, ограждений пошлинами и так далее", - сказал Алшанов.

При этом профессор отметил, что вхождение в зону мировой торговли не означает наличие "в руках всех карт", поскольку одновременно произойдет возрастание и встречных потоков товаров.

"Мы видим, что в рамках ВТО происходят очень серьезные изменения. Многие страны мира, вступившие ранее, оградили свою экономику высокими барьерами, пошлинами. Примеры того, что страны, пришедшие в организацию позже и борющиеся за свои права, имеют место быть", - пояснил Алшанов.Глава Ассоциации вузов напомнил, как латиноамериканские страны долго добивались разрешения на ввоз сахарного тростника в Европу, вытеснившего свеклу, а также наличие и с их стороны подобных барьеров."Дороги должны быть со встречным движением", - добавил эксперт."Казахстан сегодня является сырьевой страной, здесь сырье ввозится беспошлинно, проблем с этим нет, - продолжил Алшанов, - Но мы сейчас реализуем индустриально-инновационную программу, появляются все больше товаров высокой степени переработки. Естественно нам бы хотелось, чтобы эта продукция была реализована на этих рынках более-менее спокойно".В связи с этим были введены антидемпинговые меры в целях обеспечения более легкого продвижения товара."Сейчас у нас поднимается пищевая промышленность, кондитерские изделия. АО "Рахат" активно продвигается на рынке Китая, России и других стран. Точно также, я думаю, последует и другая продукция. Отдельные предприятия легкой промышленности поднимаются. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы товары развивающихся отраслей проходили на рынок беспрепятственно", - отметил Алшанов.

"Также надо сказать, что внутри ВТО имеются разные группы, например, Кернская группа – производители зерна, и мы должны быть в этой группе, чтобы против нас не выдвигали дискриминационных мер", - сказал эксперт.

Вместе с установлением высоких пошлин многие страны, как подчеркнул Алшанов, защищают свои рынки путем большого количества фитосанитарных норм."Что должно быть жучков поменьше и миллион подобных требований. Естественно, это также является формой защиты внутреннего рынка. Многие страны-члены ВТО, особенно во время кризиса, Соединенные Штаты, Китай, Россия пытались найти меры защиты внутреннего рынка, поскольку зона свободной торговли и протекционизм – два крыла. Конечно, производители заинтересованы в расширении рынка сбыта, но те, кто производит товар на внутренний рынок, они ожидают большей конкуренции и более щепетильно подходят к этим вопросам. Даже при условиях Таможенного союза мы видим, что ряд российских и белорусских товаров рванулись на наш рынок, и темпы роста в 2 раза выше. Встречного не происходит, поскольку в этих отраслях мы не очень сильны", - сказал глава Ассоциации вузов.

Даже при условиях Таможенного союза мы видим, что ряд российских и белорусских товаров рванулись на наш рынок, и темпы роста в 2 раза выше. Встречного не происходит, поскольку в этих отраслях мы не очень сильны

"Может быть для наших бизнесменов, товаропроизводителей открытый рынок – в какой-то мере "холодный душ". Когда был закрытый рынок, они получали поддержку государства, и, возможно, привыкли к тому, что ослабло внимание к росту производительности труда, повышению конкурентоспособности своих товаров",- отметил Алшанов."Говорят, вот, завалили нас белорусскими и российскими товарами. Ну, извините, вы же находитесь здесь, в стране, кто вам мешал? Вы имели возможность развиваться, у вас сегодня транспортных услуг практически нет, вы находитесь внутри страны. От этого страдали и покупатели. Почему если предлагают товар, шоколад, который стоит 200 тенге, я должен покупать свое же за 500 тенге", - сказал профессор.

По его мнению, в стране необходимо исследовать развитие собственных ниш и возможностей, исходя из масштабов расширения рынка, также благоприятно на успешном взаимодействии скажется создание совместных предприятий и фрэнчайзинг.

"Более активно сегодня развиваются внутриблоковые взаимоотношения. НАТО активно развивается, Евросоюз, хоть и испытывает проблемы, АСЕАН и так далее. Сейчас в отношении мировой торговли все пытаются максимально использовать потенциал близлежащих регионов, внутрирегиональной торговли, поскольку считается каждая копейка, и если поднимется регион, то это может завтра воздействовать на активное участие в мировой торговле, установление своих "правил игры", - сказал Алшанов."В конечном счете, даже при наличии элементов протекционизма, думаю, вопросы свободной торговли, создание подобных зон должны создавать условия, поскольку перед человечеством стоят глобальные проблемы. К примеру, в ближайшие 50 лет темпы роста населения снижаются, и в 2065 году будет, практически, нулевой спрос, но, тем не менее, в ближайшие 100-150 лет будет чувствоваться большая нагрузка", - сказал эксперт.Одновременно с этим он подчеркнул и дальнейший спрос на сырье в связи с его истощением, что, в свою очередь, потребует мобилизации усилий всего человечества.

При этом Алшанов отметил значительный рост Казахстана в сфере развития отечественного производства за последние годы.

"Почему растет внутренний спрос, потому что производится хорошая продукция. Она более дешевая, более инновационная. Мир выпускает, практически через месяц товар уже здесь. Казахстан вырос существенно, экономика выросла, люди стали другими, и наши товаропроизводители должны понимать, что можно купить не просто буханку хлеба, а уже всевозможные печенья, торты и тому подобное", - сказал глава ассоциации."Всемирная торговая организация – благо, урок и вызов. Если мы говорим о своих амбициях, о том, что у нас хорошее образование, наука, производственность, пожалуйста – поле деятельности, перед нами весь мир, но мир надо завоевывать. Сейчас эпоха убийственной конкуренции, ошибок не прощают", - заключил Алшанов.

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 8

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .