Финансы
197845 В Минтранскоме состоялась презентация новой воздушной гавани ➨ Читайте больше на NUR.KZ Экономика и бизнес

В Алматы хотят построить второй аэропорт

Скорее всего, у Алматы скоро появится новый международный аэропорт, пишет "Время".

В Алматы хотят построить второй аэропорт
Кадр СтанТВ

Одна из малайзийских компаний намерена возвести воздушную гавань в 100 километрах от южной столицы. Сегодня этот проект презентуют премьер-министру страны Кариму Масимову. Однако специалисты считают, что у будущего аэропорта туманные перспективы.

О том, что действующий международный аэропорт Алматы якобы не справляется с пассажиропотоком, не раз заявляли специалисты от авиации. Так, например, об этом неоднократно говорил заклятый друг воздушной гавани южной столицы президент авиакомпании “Эйр Астана” Питер Фостер.

- Мы все хорошо знаем этот город, расположение аэропорта и знакомы с этой проблемой, которая, к сожалению, никуда не денется и всегда будет там присутствовать, - цитирует КазТАГ его слова, сказанные на заседании коллегии Министерства транспорта и коммуникаций (МТК) в начале этого года. - Единственным возможным решением этой проблемы в будущем является рассмотрение вопроса об альтернативном аэродроме. Как вы помните, 10 лет назад поднимался вопрос о строительстве нового аэродрома к северу от города вдоль Капчагайской трассы. Возможно, сейчас наступил момент, чтобы вернуться к этим планам.

А совсем недавно, в конце сентября 2011 года, мажилисмен Ержан Рахметов обратился к премьер-министру с предложением построить в Алматы новый аэропорт.

- Уважаемый Карим Кажимканович, прошу вас рассмотреть возможность строительства нового аэропорта на совершенно новом месте, предположительно вдоль Капчагайской трассы, недалеко от Алматы, но в то же время на достаточном расстоянии от воздействия туманов, - заявил народный избранник. - Для этого необходимо привлечь крупную известную меж­дународную компанию для разработки проекта на перспективу.

Уже 3 октября в Минтранскоме состоялась презентация нового аэропорта, который, скорее всего, будет возведен в том самом месте, о котором пророчествовал депутат.

Проект представила некая малайзийская компания под названием ALR Builder. Планы малайзийцев поистине наполеоновские!

В рамках развития нового туристического комплекса “Жана Иле” за Капчагаем нам обещают построить пассажирский аэропорт площадью 150 тыс. квадратных метров (действующий терминал Алматинского аэропорта - всего 24 тыс. кв. м).

Новая воздушная гавань, уверяют проектировщики, сможет обслуживать в год 30 млн. пассажиров (через действующие воздушные ворота за 2011 год пройдут 3,6 млн. человек).

Если планам малайзийских бизнесменов суждено будет сбыться, новый аэропорт будет круче крупных мировых хабов! Посудите сами, все терминалы московского международного аэропорта Шереметьево обслуживают в год около 15 млн. человек, а, например, международный аэропорт имени Даллеса в Вашингтоне - 25 млн.

Иностранцы уверяют: на строительство им понадобится 5 лет.

При этом прожектеры предлагают свои условия: они сами вкладывают в строительство свои деньги - около 1,5 млрд. долларов, сами управляют аэропортом, сами получают все доходы с деятельности и берут на себя все риски. А государство не вкладывает в проект ни копейки. Правда, при одном условии: если Казахстан выделит им 15 тыс. гектаров земли. Не надо быть специалистом, чтобы понять: для самой воздушной гавани территории 15 тыс. гектаров более чем достаточно. Сравниваем все с тем же действующим Алматинским аэропортом. На его территории расположены достаточно большой терминал, недостроенный новый, две большие взлетно-посадочные полосы и прочее аэропортовское хозяйство. И все это размещено на каких-то 450 гектарах. Видимо, предприимчивые инвесторы собираются использовать выделенную землю не только под воздушную гавань...

Кстати, на заседании Минтранс­кома присутствующие поддержали проект.

Хотя скептики утверждают, что презентованный аэропорт - из области фантастики.

Взять хотя бы его месторасположение. Во-первых, из центра южной столицы добираться до него на автотранспорте придется дольше, чем лететь из Алматы в Астану. Во-вторых, некоторые считают, что возвести такую махину за 5 лет нереально - к стройке нужно будет подвозить миллионы тонн стройматериалов и прочего оборудования. А поскольку железная дорога туда не проложена, везти весь груз придется на машинах. В Берлине тоже решили построить новую воздушную гавань - в 12 километрах от города. Стройка там началась в 2006 году, и, дай бог, ей завершиться в 2012-м. И это в Германии с ее развитой сетью железных дорог и скоростных автобанов! Впрочем, как признают даже скептики, если государство не теряет на этом проекте деньги, почему бы и не включить ему зеленый свет?

Другое дело - пропускная способность аэропорта.

Как сообщил источник в авиационных кругах, по прогнозам, в 2015 году аэропорт Алматы обслужит около 4,5 млн. пассажиров, в 2020-м - 8,5 млн. Когда (и главное - где) малайзийцы наскребут 30 млн. клиентов - не понятно.

Между тем до сих пор не решена судьба второго терминала международного аэропорта Алматы, стройка которого началась в 2007 году, но пока возведен лишь железобетонный каркас.

Как уже сообщала газета "Время", эту проблему воздушной гавани “привез” прежний глава международного аэропорта Алматы Таир Идрисов, в бытность которого порт залез в долги на многие миллионы долларов. На строительство нового пассажирского терминала прежняя администрация затратила свыше 65 млн. долларов, хотя, по предварительному расчету, достаточно было всего 15 млн.

Совсем недавно на незавершенной стройке провели аудит крупные европейские компании. Их вердикт: на завершение строительства нужно еще 85 млн. евро. При этом площадь нового терминала 51 тыс. квадратных метров. Это, утверждают аудиторы, огромная территория, которая в ближайшие десятилетия не будет востребована. А ведь ее нужно обслуживать - обогревать, освещать и т.д. Все это владельцам воздушной гавани южной столицы обойдется в приличную сумму. Аэропорту будет выгоднее возвести новый терминал площадью в два раза меньше. Его строительство с нуля обойдется дешевле, чем достройка старого, - в 60 млн. евро.

Владельцы алматинских воздушных ворот, судя по всему, пока не определились, что же им делать. А потому вновь наняли консультантов для разработки мастер-плана развития аэропорта до 2020 года. К середине 2012 года специалисты смогут сказать, что лучше: достраивать незавершенный терминал, возводить новый или расширять уже действующий. 

Источник: Время

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 51

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .