Финансы
190733 Страна поднялась сразу на 13 позиций в рейтинге Всемирного банка "Легкость открытия бизнеса", обогнав практически все страны СНГ Экономика и бизнес

В Казахстане отменили более трети разрешительных процедур в сфере лицензирования

В прошлом году наша страна поднялась сразу на 13 позиций в рейтинге Всемирного банка в рэнкинге "Легкость открытия бизнеса", обогнав практически все страны постсоветского пространства.

В Казахстане отменили более трети разрешительных процедур в сфере лицензирования
Фото: liter.kz

Огромную роль в происходящих процессах играют инициативы президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В своих посланиях народу Казахстана из года в год он предлагает новые способы развития малого бизнеса. В одном из них, двухлетней давности, он дал задание правительству облегчить и упростить процедуры лицензирования. Обсуждение этого законопроекта продолжалось вплоть до последнего времени. В этом процессе приняли участие практически все объединения предпринимателей.

Привлекли и иностранные общественные организации, к примеру, USAID. Более 300 лицензий из 1015 перестали существовать, они изначально были не нужны.Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон, направленный на совершенствование системы лицензирования и снижение административной нагрузки на бизнес. Закон РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования разрешительной системы" предусматривает более 300 видов лицензий (из 1000 имеющихся), которые подлежат ликвидации.

В целом поправки сократили 331 разрешительный документ из 1015 действующих.

Наряду с Министерством экономики в разработке проекта активное участие принимали специалисты проекта USAID по улучшению бизнес-среды в Казахстане и Форум предпринимателей Казахстана. Документ обсуждался на самых разных уровнях практически во всех регионах страны. Причем дискуссии не всегда получались мирными.

Слишком много шероховатостей содержал законопроект. К счастью, благодаря плодотворной, пусть и длительной работе огромного круга заинтересованных лиц большую часть проблем удалось решить. Данный законопроект может служить в своем роде примером либеральности. Он действительно рожден в спорах, а не в кабинетах.

Попробуем вкратце ознакомить читателей с содержанием этого судьбоносного документа.

Итак, основным посылом для его создания стало наличие множества административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности в первоначальном законе "О лицензировании", принятом в 2007 году. Причем наблюдалось это как на законодательном, так и подзаконном уровнях.

Сюда же, кстати, входят не только собственно лицензии, но и те документы, которые требуются для их получения. Некоторые из них после проведенного анализа были признаны совершенно не нужными. Вообще, действовавший ранее закон "О лицензировании" закреплял необоснованно широкий перечень лицензируемых видов деятельности, в том числе таких сфер, видов и подвидов деятельности, которые непосредственно не влияют на здоровье человека и состояние окружающей среды.

Более того, по некоторым из них существовало  обязательное страхование гражданско-правовой ответственности, например, по нотариальной деятельности.  Поэтому было принято решение считать основным критерием отнесения сферы к лицензируемому виду деятельности невозможность его контроля с помощью традиционных регулятивных механизмов.

К примеру, целью реформы регулирования, которая началась в Австралии в середине девяностых годов прош-лого века, было снижение издержек регулирования для предпринимательства, а также повышение эффективности функционирования рынков для потребителей и производителей. Основным способом достижения указанной задачи была определена ответственность бизнеса в отрасли путем развития механизмов  саморегулирования.

На основе мирового опыта, указанных выше критериев и принципов, а также в соответствии с рекомендация-ми Экспертной группы USAID было принято решение вывести из числа лицензируемых видов и подвидов деятельности переработку минерального сырья (за исключением переработки общераспространенных полезных ископаемых), производство и ремонт измерительных приборов.

Также в категорию отказников попадает предоставление социальных услуг для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов, престарелых людей в медико-социальных учреждениях, вывоз рабочей силы из Республики Казахстан за границу.

Сюда же входят таможенная консультация, импорт этилового спирта и алкогольной продукции, производство оборудования, сбор лома цветных и черных металлов, деятельность по монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств охранной сигнализации. Помимо этого от лицензирования освобождено предоставление услуг в области связи, экспорт зерна, адвокатская, нотариальная и аудиторская деятельность, а также оценка имущества, организация и проведение лотерей (кроме государственных или национальных).

Для бизнеса принятие закона будет способствовать сокращению бумажного бремени, издержек, связанных с заполнением форм, отчетностью, прямых денежных расходов, в целом уменьшению затрачиваемого времени на открытие бизнеса

В целом от принятия закона ожидается значительное снижение административных барьеров для занятия предпринимательской деятельностью и, соответственно, в будущем обеспечение социально-экономического прогресса государства.

Вместе с тем для государственных органов следствием принятия законопроекта станет уменьшение временных и трудовых ресурсов, затрачиваемых на выдачу разрешительных документов, снижение  нагрузки от избыточного государственного регулирования, а также это будет способствовать устранению издержек, связанных с обеспечением выполнения установленных правил и норм законодательства.

Для бизнеса принятие закона будет способствовать сокращению бумажного бремени, издержек, связанных с заполнением форм, отчетностью, прямых денежных расходов, в целом уменьшению затрачиваемого времени на открытие бизнеса.

Источник: Литер

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 11

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .