189722 Там возник "казахстанский кластер" ➨ Читайте больше на NUR.KZ Экономика и бизнес

Интерес казахстанцев к иномаркам произвел фурор в Америке

Повышенный интерес казахстанцев к подержанным иномаркам произвел фурор не только в странах постсоветского пространства, но даже в Америке и Европе, откуда в последние месяцы оптом поставлялись в нашу страну машины.

Интерес казахстанцев к иномаркам произвел фурор в Америке
фото с сайта bnews.kz

В этих странах быстро возник "казахстанский кластер", который недолго просуществовал, а после 1 июля стал оказывать негативное влияние на их экономику.

В какой-то момент американцы стали больше узнавать о Казахстане. В портовых городах на восточном побережье США наблюдался ажиотаж. Караваны автомобилей грузили на  транспортные суда, которые брали курс в Европу, а дальше – в нашу страну.

В итоге "маленький Казахстан" спровоцировал рост цен в "большой Америке" на контейнерные перевозки через Атлантический океан. Сами американцы так и не поняли, где находятся казахстанские степи, но почувствовали "силу духа" наших граждан в приобретении подержанных автомобилей.

Впрочем, последние месяцы были горячим периодом не только для американцев. Грузины, иранцы и население других транзитных стран на пути в нашу страну неплохо заработало на автомобилях. А власти Азербайджана стали гордо называть себя новым транспортным хабом мира по транзиту автомобилей. По крайней мере, Государственный таможенный комитет (ГТК) этой страны на цифрах показывает динамику роста. В мае этого года в страну с населением 9 млн человек прибыло 2088 автомобилей на сумму 20,2 млн долларов, в апреле – 1909 единиц, в марте – 1791, в феврале – 1572.

Однако тенденция роста была связана с потоком транзитных машин, которые, съехав с железнодорожных вагонов, сворачивали в трюмы паромов и уже морским путем отправлялись в Актау.

Поэтому транспортный хаб активно развивался до 1 июля, когда для наших граждан имело смысл вскочить на подножку уходящего поезда. После заветной даты игра отечественных автодилеров не стоит сожженных свеч. И это обстоятельство ударит не только по карманам наших коммерсантов, но и по экономикам транзитных стран.

Грузия или Азербайджан не являются многочисленными странами. Поэтому ажиотаж в Казахстане на автомобильной почве привел к тому, что в этих странах быстро выстроилась вся инфраструктура, включая и рынок рабочей силы.

Так, возникший спрос на автомобильном рынке Грузии стал толчком к активизации деятельности различных фирм по покупке и реализации подержанных авто. Были набраны новые сотрудники, вложены средства – и "шарманка заработала". В результате, согласно статистике, доля реэкспорта автомобилей в экспортном показателе страны составила примерно 25 процентов, а значит, ровно настолько увеличились доходы в бюджет.

Дополнительным стимулом выступало снижение расходов как для дилеров, так и для покупателей авто. К примеру, сумма растаможки в Грузии составляет 5 процентов от стоимости авто. В Азербайджане этот показатель равен 25 процентам, в Армении – 32 процентам. В Казахстане до 1 июля 2011 года растаможка обходилась в 10 процентов, после 1 июля – в 30 процентов. При этом стоимость автомобиля в Грузии удешевляла морская перевозка.

В итоге конечная цена подержанной машины в Батуми и Поти была в 1,5–2 раза меньше, чем в Казахстане.

25 процентов за растаможку авто Азербайджану никто не собирался платить, однако страна находится в полушаге на пути к Казахстану. Как следствие, здесь днем и ночью работали порты и логистические компании.

25 процентов за растаможку авто Азербайджану никто не собирался платить, однако страна находится в полушаге на пути к Казахстану. Как следствие, здесь днем и ночью работали порты и логистические компании

Однако, как поется в известной всем песне, "все имеет свой конец и свое начало". Поэтому повышение тамо-женной пошлины в Казахстане с 1 июля охладило разогретый рынок в этих странах, а вместе с этим и их перспективу стать автотранспортным хабом XXI века.

Действительно, последние месяцы Грузия стала одним большим авторынком постсоветского пространства. Однако следует учитывать, что повышенный интерес к подержанным машинам был продиктован не столько ростом материального дохода наших граждан, а именно они задавали тон, сколько их желанием вскочить на подножку уходящего поезда, приобрести иномарку за приемлемую цену.

Поэтому такого галопирующего роста как транзита автомобилей в Азербайджане, так и сделок купли-продажи в Грузии в ближайшей перспективе не стоит ждать.

По крайней мере, работающие не один год автодилеры в Поти или Батуми откровенно признаются, что так хорошо, как в последние месяцы, они еще никогда не зарабатывали. И, скорее всего, теперь они не смогут заработать столько денег.

За первые пять месяцев 2011 года Грузия экспортировала подержанных автомобилей на сумму 197 млн долларов. Однако "золотой век" для местных автодилеров остался позади. Впереди у них "бронзовый век", когда придется затянуть потуже пояса в ожидании очередного покупателя.

В результате получается, что своими активными действиями казахстанские автолюбители и бизнесмены стали катализатором социально-экономических процессов в двух кавказских республиках.

Во-первых, определенная часть населения Азербайджана и Грузии была вовлечена в автобизнес, тем самым сократилось число безработных.

При этом обращаем внимание на то, что сами эти страны являются малочисленными, где доля экономически активного населения оставляет желать лучшего. Поэтому заметный рост транзита автомобилей, произвел неизгладимое впечатление на бизнес, который быстро мобилизовал население.

Во-вторых, приобретая автомобили на территории кавказских республик, граждане Казахстана способствовали пополнению азербайджанского и грузинского бюджетов, что на фоне продолжающегося мирового экономического кризиса считается одним из путей по его преодолению.

Вместе с тем после 1 июля ситуация в кавказских республиках резко изменилась. Число покупателей авто из Казахстана сократилось, а значит, пошел на убыль финансовый поток, до этого так успешно пополнявший госбюджет республик.

Многие грузинские и азербайджанские предприниматели, задействованные в автобизнесе, остались не у дел, а значит, пошло сокращение рабочих мест, что в свою очередь стало способствовать росту безработицы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вот и получается, что Казахстан своими частными финансами, с одной стороны, помог Грузии и Азербайджану в социально-экономическом плане, а с другой стороны, оказал медвежью услугу, резко сократив импорт машин после 1 июля. Только за первые пять месяцев 2011 года грузинский экспорт вырос на 41 процент (или на 857 млн долларов) по сравнению с тем же периодом 2010 года. Теперь Тбилиси ожидает возвращения к показателям прошлого года.

Источник: Литер

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 64

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .