166305 В какой тупик зашли перспективы рынка факторинга Казахстана и кто спос... ➨ Читайте больше на NUR.KZ Экономика и бизнес

В какой тупик зашли перспективы рынка факторинга Казахстана?

В какой тупик зашли перспективы рынка факторинга Казахстана и кто способен их оттуда вывести? Или где факторингу "жить хорошо"? (Факторинговые кейсы Казахстана и России).

В какой тупик зашли перспективы рынка факторинга Казахстана?
Фото: РИА Новости

Пустите факторов на рынокС восстановлением экономики, большинство производственных компаний планируют нарастить выпуск продукции. Однако "короткие" деньги под оборотку взять в банке проблема.

Многие кредитные учреждения не готовы к активной раздаче займов в том объеме, как это было в докризисный период. Да и сами компании излишне перекредитованы и не обладают необходимыми для банка залогами. В этой ситуации факторинг – вполне реальный инструмент получения быстрых денег под оборотку, в любом объеме и под доступный процент.

В Казахстане до недавнего времени факторинг не был популярен как инструмент финансирования из-за излишней закредитованности экономики банками. За время кризиса финансовое поле страны преобразилось, поскольку банки пока не могут кредитовать экономику в требуемом объеме. Тем самым появился шанс появления новые источники финансирования предприятий.

Блестящие перспективы факторинга... сейчас - в России, в будущем - у Казахстана. Факторинг появился в Казахстане совсем недавно, но уже зарекомендовал себя как эффективный и сравнительно недорогой способ финансирования МСБ.

В период, когда банки накопили плохие долги и не могут ссужать экономику деньгами в нужном количестве, появилась потребность в альтернативных источниках средств, которые позволяли бы   компаниям быстрее получать деньги за поставленный товар, особенно в условиях низкой ликвидности.

Как показывает мировой опыт, обеспечением предприятий быстрым и коротким оборотным капиталом как раз занимается факторинг

Как показывает мировой опыт, обеспечением предприятий быстрым и коротким оборотным капиталом как раз занимается факторинг. В Казахстане, наряду с банками, которые не очень охотно оказывают факторинговые услуги, поскольку есть собственные банковские продукты, уже появились первые специализированные факторинговые компании.

Их клиентами стали субъекты МСБ, имеющие стабильные дебиторские платежи, заинтересованные в срочном финансировании своих кассовых разрывов. По оценкам специалистов объем рынка факторинга в Казахстане оценивается в 1,5% от ВВП страны, который сегодня составляет 14 трл. тенге.

Однако потенциал факторинга пока используется не полностью. Существуют две основные проблемы, мешающие развитию факторинга в Казахстане. Первая проблема заключается в  слабой осведомленности бизнеса о возможностях факторинга, вторая  в – отсутствии государственной поддержки этого рынка.

Эти две проблемы взаимосвязаны друг с другом. Чтобы бизнес, особенно в регионах больше знал о факторинге, необходимо открывать региональные представительства, проводить разъяснительную работу. Все это требует дополнительных средств, которых у развивающихся субъектов факторинга просто нет. А без продвижения факторинг в Казахстане не разовьется.

Если обратиться к примеру российского рынка факторинга, который существует уже 10 лет, то там факторинг после кризиса быстро восстанавливается. Если за 2006 год доля факторинговых сделок в ВВП России составляла 1,1%, то за первые шесть месяцев 2010 года – 0,5% и специалисты всерьез уверены, что итоги текущего года будут на уровне докризисных результатов.

Спрос на услуги факторинга в России обусловлен не только улучшением качества услуг компаний- факторов, но и в большей степени в повышении знаний о факторинге как финансовом инструменте среди предпринимателей.

Российские факторы постоянно проводят образовательную работу среди поставщиков, взаимодействуют с дебиторами, отраслевыми объединениями клиентов и самая большая работа проводится в регионах. Увеличение спроса на факторинг со стороны бизнеса благоприятно сказывается на развитии российского рынка факторинга.

"Это приведет к тому, что расширится количество отраслей клиентов и смягчатся требования к дебиторам", - комментирует тренды рынка директор "Русской факторинговой компании" Елена Гладких.  А также будет способствовать появлению новых интересных продуктов.

Это приведет к тому, что расширится количество отраслей клиентов и смягчатся требования к дебиторам

Например, в кризис был  популярен регрессный факторинг, при котором клиент получал финансирование, но в случае неоплаты поставки дебитором ответственность за возврат платежа ложилась на плечи самого поставщика. Причина распространенности факторинга с регрессом заключалась в том, что факторинговые компании в кризис были не готовы принимать на себя риски по неоплате поставок".

Сейчас, по словам Елены Гладких, ситуация меняется. Рынки стабилизируются, риски неоплаты все ниже, поэтому обороты набирает факторинг без регресса – факторы с готовностью покрывают риски своих клиентов.

Еще один продукт, который стал актуален в России в 2010 году – закупочный факторинг. С развитием ритейла все больше сетевых магазинов нуждаются в увеличении объемов поставок товаров, при этом собственных средств у сетей не хватает, поэтому многие с готовностью идут на факторинговое финансирование, чтобы получить от поставщика желаемую отсрочку платежа и одновременно увеличить свои закупки.

Со своей стороны для развития своего бизнеса, российские факторинговые компании активно лоббируют интересы рынка, действует факторинговая ассоциация, в основные задачи которой входит стандартизация услуг и способствование разработке и укреплению законодательной базы факторинга.

Как следствие, факторинг для российского бизнеса уже перестал быть чем-то новым и необычным. Он заработал популярность и активно используется производителями продукции. По данным российской Ассоциации факторинговых компаний по итогам 1-го полугодия 2010 года оборот российского рынка факторинга достиг 185 млрд  рублей (6,1 млрд долларов).

Совокупный факторинговый портфель на 1 июля 2010 года составил около 50 млрд рублей (165 млн долларов). Факторинговые компании профинансировали товарооборот клиентов на сумму свыше 132 млрд рублей (4,4 млрд долларов).

Сравнение с предыдущим годом показывает, что показатели за шесть месяцев 2010 года превосходят показатели девяти месяцев 2009 года. Объем рынка за девять месяцев прошлого года составил 215 млрд руб. (7,1 млрд долларов), тогда как объем рынка факторинга по итогам 2010 года может достичь 450-500 млрд руб (16,7 млрд долларов).Но это в России, а в Казахстане? Нужна господдержкаВ Казахстане объем сделок факторинга оценить тяжело, поскольку Национальный банк не регулирует эту деятельность. Однако известно, что "Первая факторинговая компания" на апрель 2010 года профинансировала свыше 1300 поставок товаров и услуг на сумму 2 млрд. 63 млн. тенге. Эта цифра могла быть гораздо больше, если бы компании получали помощь от государства. В той же России государство финансово поддерживает факторов через реализацию госпрограммы.

Во многом, российский факторинг развивается благодаря поддержке государства и привлечению международного опыта

"Во многом, российский факторинг развивается благодаря поддержке государства и привлечению международного опыта, - рассказывает директор "Русской факторинговой компании" Елена Гладких. - В 2009 году был запущен проект государственного финансирования факторинговых компаний для поддержки малого и среднего предпринимательства. Русская Факторинговая Компания стала первым фактором, получившим кредит в рамках этой программы. Однако условия получения гос.финансирования достаточно суровы и на данный момент не все факторинговые компании могут им воспользоваться".

Хотя, по оценке российских факторов условия господдержки тяжелы, наиболее крупные компании ею все же воспользовались.

А в Казахстане отечественные факторы развивают бизнес на свой страх и риск, несмотря на общепринятую в мире практику поддержки факторинга. Хотя, по мнению председателя правления "Первой факторинговой компании" Жомарта Есентугелова  государство могло бы поддержать факторинг недорогими средствами.

оскольку основная текущая проблема казахстанских факторов – отсутствие доступного фондирования. Факторы берут взаймы у банков на общих условиях, под 16-18% годовых, что значительно удорожает стоимость их услуг для клиентов.

Если бы у казахстанских факторов была возможность иметь доступ к дешевым кредитным деньгам, например по тем ставкам, которые выдаются банкам для МСБ по программе гоподдержки через фонд "ДАМУ", факторинг развивался бы гораздо быстрее и смог быстрее диверсифицировать источники финансирования для предприятий Казахстана.

Поскольку для МСБ сейчас сложно получить кредиты даже по госпрограмме, поскольку банки все также требуют ликвидные залоги, которые у большинства МСБ по-прежнему в дефиците.

К тому же залоги за время кризиса обесценились и не покрывают суммы кредитов, взятых ранее, а новых денег банки не дают.

Это происходит потому, что наши банки зарегулированы финансовыми нормативами. Для того, чтобы выдать заемщику ссуду под оборотный капитал, банкам необходимо на эту сумму сформировать провизии из собственной прибыли, т.е. сократить ее, что для банков категорически не выгодно.

Факторинговые компании освобождены от регулирования и выполнения нормативов по достаточности капитала и ликвидности. Поэтому им легче финансировать оборотные средства, отмечает Жомарт Есентугелов.

В отсутствие значительных основных фондов для многих субъектов МСБ дебиторка остается единственной гарантией возврата займа. Поэтому здесь у факторинга большие преимущества перед банками.

Выгода факторинга при правильном использовании для МСБ очевидна – компания тратит полученные средства на закуп новых товаров или сырья, за счет чего может значительно нарастить объемы продаж готовой продукции, при этом его покупатели будут получать желаемую отсрочку платежа.

При заинтересованности клиента, факторинговая компания может принять на себя риски неоплаты поставки со стороны дебитора

Одновременно, при заинтересованности клиента, факторинговая компания может принять на себя риски неоплаты поставки со стороны дебитора, т.е. фактически застраховать клиента от финансовых потерь. Банковский кредит такой возможности МСБ не даст.

В целом, развитие факторинга во многом будет способствовать снижению зависимости МСБ от банковского кредитования. А также усилению конкуренции в финансовом секторе, что благоприятно скажется на качестве его развития.

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 1

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .