150638 Кто и как продвигает экспортную продукцию? ➨ Читайте больше на NUR.KZ Экономика и бизнес

Какую продукцию Казахстан отправляет на экспорт?

Мясо мы едим китайское, яблоки – иранские, обувь и одежду казахстанцы предпочитают турецкую и европейскую, машины – японские… А чего казахстанского потребляют граждане других государств мира?

Какую продукцию Казахстан отправляет на экспорт?
Изображение с сайта cbsinvestment.com

Каким товаром мы можем взлохматить их кошельки – помимо нефти-газа-металлов? На эти и многие другие вопросы "Мегаполису" ответил председатель правления АО "Корпорация по развитию и продвижению экспорта KAZNEX" Ерлан Аринов.

Корпорация эта появилась два года назад. И за это время помогла отечественным предпринимателям отправить на экспорт товаров на 120 миллионов долларов. По меркам Казахстана – не густо.– А почему, Ерлан Астаевич?– Во-первых, почти никто из бизнесменов нас не знал. Во-вторых, нам нужно было изучить несколько сотен предприятий-кандидатов в экспортёры. Наводили справки, смотрели, насколько конкурентоспособную продукцию они выпускают, искали для них ниши на внешних рынках. Есть экспортная история – хорошо. Можно предложить им экспортное будущее – по международным формулам.– А были такие, которые отказывались?– Много! Мне говорили: зачем мне этот экспорт? Ты мне обеспечь заказы от "КазМунайГаза" и КТЖ – остальное меня не волнует. Но для этого есть другие конторы. Мы же ищем покупателя за границей.– И много нашли?– Для одного предприятия на Балхаше нашли покупателя филе судака на 4 млн евро в год.– Так они и раньше в Европу поставляли!– Но-во-го покупателя!– А вот осенью прошлого года на Национальном бизнес-форуме к вам были претензии: мол, не всегда и не всем производителям помогаете найти покупателей за рубежом…– Наверное, Павел Беклемишев? Он мой друг, кстати. А обижается, наверное, потому, что мы ещё не набрали такие обороты, которые могут устроить его и других экспортёров. Потому что в Казахстане всё ещё нет сильных специалистов по продвижению бизнеса. Мы стараемся работать через международные специализированные выставки – там обязательно нужно присутствовать. Для производителя – дорого. Поэтому ему нужно возмещать часть затраченных средств на участие. Потому что он – потенциальный экспортёр. Потому что эти деньги он потом вернёт в виде налогов. Если взять ведущих пищевиков мира – все они хотят попасть на знаменитую выставку "Зелёная неделя" в Берлине – там можно найти много оптовых покупателей.

Мы стараемся работать через международные специализированные выставки – там обязательно нужно присутствовать

– А на последней "Зелёной неделе" в январе наших вообще не было. Кстати, а можно ли было продвинуть там национальные продукты Казахстана: шубат, кумыс, казы, баурсаки, конину? Они вообще запатентованы, сертифицированы?– Пока нет, хотя работа в этом направлении идёт.– Год назад тогдашний министр торговли Владимир Школьник заявил, что мы будем экспортировать кумыс в Японию…– Ну-у-у… Хранить этот напиток можно до года. Но его полезные свойства исчезают через 72 часа. Потом это просто кисломолочный продукт со специфическими вкусовыми качествами. То же можно сказать и про шубат. Есть у нас один учёный, который чуть ли не 40 лет бьётся над этой проблемой – сохранения лечебных свойств кумыса и шубата. Чтобы можно было их сохранять в виде порошка, а дальше по формуле "просто добавь воды". Но пока ничего не получается.– Недавно наши сельхозники заявили, что готовы экспортировать в Россию порядка 60 тысяч тонн мяса…– А для России это вообще не объём. Да мы больше и не сможем поставить. Есть несколько хозяйств в Алматинской и Карагандинской областях – мы с ними работаем. Но они не в силах закрыть и внутренний рынок… Но прорываться на внешние рынки нужно уже сегодня. И помогать экспортёрам возмещением затрат на участие в выставках. При этом не все чиновники воспринимают это предложение правильно: как так – возмещать затраты частного бизнеса из кармана государства за участие в выставках? А как иначе мы продвинем наши товары? Но мы сумели в этом году пробить 500 миллионов тенге на эти цели.– И как вы их потратите?– На регистрацию продукта за рубежом. За это тоже надо платить! Везде по-разному – от 10 до 25 тысяч долларов.– Но для этого, наверное, нужно получить сертификат происхождения – СТ-КЗ?– Это к Торгово-промышленной палате. Это их "грядка".– Ерлан Астаевич, а есть предприятия-экспортёры, которые больше известны за рубежом, чем на родине?– Есть такое в Астане. Выпускает стеклопластиковые трубы. Вот оно не может пробиться на внутренний рынок. Самое страшное, что горводоканалы в областных центрах покупают стальные трубы – российские, украинские, китайские. А весь мир давно перешел на стеклопластик! Потому что дешевле, долговечнее, проще в монтаже, эксплуатации. И выгоднее! Но не у нас.– Почему?– Путь традиционный – "шапки", откаты. Потому что у каждого водоканала свой институт, который доказывает, что металл лучше стеклопластика. Сейчас готовится один документ. Если я получу это заключение, то смогу доказать, что акимы зарывают деньги в песок. А таких предприятий, которые сейчас работают на экспорт, – че-ты-ре! На Россию, Таджикистан, другие страны. Мы для них делали маркетинговые исследования. И участие в выставках им возмещали…– А много ли пищевиков среди экспортёров?

Первыми по объёму идут пищевики: мука, масло, макароны, мясомолочные продукты, потом химики, машиностроители, легкая промышленность…

– Первыми по объёму идут пищевики: мука, масло, макароны, мясомолочные продукты, потом химики, машиностроители, легкая промышленность… Вообще у нас есть 260 стабильных экспортёров. Пусть не на сотни миллионов долларов – пусть даже на десятки тысяч, но они продвигают Казахстан! Например, в Сарани под Карагандой есть небольшое предприятие "Карат" – единственный в СНГ производитель искусственных полей. Хоть для футбола, хоть для гольфа. Уже 16 полей в России, Белоруссии своей искусственной травой покрыл! И в Казахстане тоже.

У нас есть 260 стабильных экспортёров

– Через два месяца Таможенный союз заработает по полной программе. А что изменится в связи с этим в вашей работе, в работе экспортёров?– Не думаю, что что-то изменится…– Есть оркестр Спивакова "Виртуозы Москвы". Это бренд?– Ещё какой!– А оркестр Курмангазы?– Тоже сильный бренд.– А вы его продвигаете как экспортный продукт?– Можно и нужно. Но брендирование – отдельная тема. Это почти бренд страны. Все знают, что Япония – это Страна восходящего солнца. Корея – Страна утренней свежести, Китай – Поднебесная империя… У Казахстана пока нет такого международного имени. Куба, Хорватия, Азербайджан, другие государства пытаются сделать себе бренд на туризме. А мы пока не определились – на чём его можно построить, чем позиционировать… Это очень дорого – сотни миллионов долларов. Страновой бренд – самое тяжелое… Пока мы можем потянуть только зонтичные бренды. Вот КазНан – переработчики зерна, мукомолы, производители хлебобулочных изделий – марки вы знаете, там полтора десятка компаний. Но им Всемирный банк помог грантами. Теперь со стороны государства их надо везде крутить. У них экспорт хорошо пошёл. Но мы в прошлом году КазНан презентовали в Китае.– Ну там голодных ртов много…– А мы смотрели, какие товары там закупают, по какой цене, отследили всю динамику и структуру импорта там за пять лет. Не переживайте. Раскрутимся…

Источник: Мегаполис

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 13

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .