Финансы
149873 "Литер" уже писал, что фиксация розничных цен на  горюче-смазочные мат... ➨ Читайте больше на NUR.KZ Экономика и бизнес

В ЮКО владельцы АЗС отказываются приобретать бензин из-за высоких отпускных цен

"Литер" уже писал, что фиксация розничных цен на  горюче-смазочные материалы (ГСМ) при неконтролируемых отпускных ни к чему хорошему не приведет. И вот первый тревожный звонок.

В ЮКО владельцы АЗС отказываются приобретать бензин из-за высоких отпускных цен
Фото: diapazon.kz

"Мы обеспокоены сложившейся ситуацией на рынке ГСМ в нашей области, и сообщаем Вам, что если не будут приняты срочные меры, то в конце апреля возможно появление острого дефицита нефтепродуктов и в частности бензина марок АИ-80 и АИ-92", – из письма руководства ЮКО на имя министра нефти и газа Сауата Мынбаева от 3 апреля.

О том, что южному Казахстану грозит очередной бензиновый кризис, владельцы автозаправочных станций (АЗС) предупреждали еще в начале марта ("Нефть в законе", "Литер" от 4 марта 2010 г.), но они предполагали, что это произойдет в мае-июне. Между тем, как показывает развитие ситуации, очередной, несмотря на все принимаемые правительством меры, бензиновый скандал может разразиться значительно раньше. Причина – фиксированные розничные цены и высокие отпускные основного поставщика ГСМ в регион. Из-за этого реализаторы ГСМ отказываются брать бензин у поставщика. К примеру, за март область недополучила свыше 16,8 тысяч тонн АИ-92/93, АИ-80 и дизтоплива из предусмотренных 41,3 тысяч тонн.

Чтобы не быть голословными, давайте обратимся к официальным документам.

"Основным поставщиком в марте-апреле 2010 г. в наш регион был выбран ТД "КазМунайГаз", который обязался поставить в нашу область больше 50 процентов бензина обеих марок. Однако цена, предложенная ТД КМГ АИ-80 – 57 тенге за литр и АИ-92 – 75 тенге за литр, делает невозможным закуп данных объемов. Если к цене ТД КМГ добавить текущие обязательные накладные расходы, себестоимость бензина АИ-80 на АЗС составит 61-62 тенге за литр, соответственно, и АИ-92 – по 79-80 тенге за литр.

Для АЗС, находящихся в отдаленных районах, эта себестоимость может быть еще выше (из-за увеличения транспортных расходов, налогов, хранения и прочих услуг), то есть при цене на АЗС АИ-80 – 62 тенге за литр и АИ-92 – 82 тенге за литр, которую установило Министерство нефти и газа, деятельность всех АЗС становится убыточной.

В связи с этим никто из владельцев АЗС не готов закупать объемы ТД КМГ, а они составляют больше половины объемов бензина, выделенных на нашу область. В результате нетрудно предположить, что нашу область ждет очередной виток дефицита", – говорится в письме акимата ЮКО № 12/41 от 3.04.10 на имя министра нефти и газа.

Надо сказать, что, судя по тем данным, которыми мы располагаем, акимат несколько преуменьшил накладные расходы АЗС.

По нашей просьбе владелец небольшой сети АЗС расписал свои расходы на один литр бензина, в которые входят: зарплата – 2,2 тенге; налоги от зарплаты – 0,21; коммунальные услуги – 0,25; услуги банка – 0,46; НДС – 1,07; акциз – 0,39; транспортные расходы (в пределах Шымкента и при отсутствии собственного автотранспорта) – 1; услуги охраны – 0,67, прочие – 0,06.

В итоге получается, что на один литр бензина владелец АЗС несет расходы свыше 6,3 тенге.

Как видите, это расходы законопослушного предпринимателя, который платит все налоги и отчисления. Однако здесь, как и, по всей видимости, в расчетах акимата, не учитывается оплата операторов, которых, когда будет принят закон "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов", заменят владельцы нефтебаз.  В этом случае к 6,3 тенге необходимо прибавить еще 3 тенге. То есть только для того, чтобы его расходы сравнялись с доходами, владелец АЗС должен приобретать АИ-92 у поставщика по 72,7 тенге за литр. А если он хочет получить прибыль в два тенге с литра, то по 71,7 тенге, чтобы продать по 82.    

Что же сейчас происходит? Один из крупнейших поставщиков ГСМ в Казахстане поднял цены настолько, что они делают нерентабельной работу мелких игроков рынка. О возможности возникновения подобной ситуации "Литер" уже не раз писал, упоминались и возможные действия владельцев АЗС. Кстати, некоторые из них, по достоверным данным, уже начали на заправках разбавлять бензин. Следующий шаг – неуплата налогов, что даст экономию до 2 тенге с литра, и уход в теневой бизнес. Или продажа АЗС любому желающему.

Один из крупнейших поставщиков ГСМ в Казахстане поднял цены настолько, что они делают нерентабельной работу мелких игроков рынка

В то же время, как заявил в одном из интервью в октябре прошлого года директор департамента внешнеторговых операций АО "Торговый дом "КазМунайГаз" Аскар Жапаров, "ТД КМГ и "КМГ Онимдери" приступили к реализации инвестиционных проектов, направленных на увеличение количества автозаправочных станций КМГ к 2011 году до 321 — это 8 процентов рынка розничных продаж ГСМ". Когда же его попросили прокомментировать информацию о том, что крупные игроки рынка АЗС, в том числе и ТД КМГ, намеренно не продают ГСМ мелким игрокам, а если и продают, то по завышенным ценам, А. Жаппаров ответил: "Объем нефтепродуктов, получаемый с заводов, удовлетворяет лишь внут-ренние потребности страны: это поставки сельхозтоваропроизводителям удешевленного дизтоплива на период посевных и уборочных работ, обеспечение регионов республики мазутом в отопительный сезон и снабжение собственной розничной сети АЗС".

Если подытожить все вышесказанное, получается, что один из крупнейших поставщиков ГСМ устанавливает неприемлемую цену для мелких предпринимателей, тем самым вытесняя их с рынка, и в то же время расширяет собственную сеть. Но разве закон "О конкуренции" отменили? Или таким крупным компаниям он не писан?

Те, кто лоббирует принятие законопроекта "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов", утверждают, что он призван навести порядок на рынке ГСМ. Однако сегодняшняя ситуация показывает, что схема поставщик – нефтебаза или оператор – реализатор + госрегулирование цен на ГСМ не работает. Может быть, правы те, кто утверж-дает, что этот законопроект был написан специально под крупные компании и позволит захватить значительную часть рынка, вытеснив с него мелких предпринимателей? Но тогда о какой честной конкуренции может идти речь? О какой, простите, поддержке малого и среднего бизнеса говорится со всех трибун, если этот законопроект уже всеми одобрен и ожидает только подписи президента? Уже сейчас мелкие владельцы АЗС отказываются приобретать бензин, терпя убытки, а что будет потом – продадут бизнес и пополнят армию безработных?

Когда материал готовился к выходу, стало известно, что объемы АИ-80 и АИ-92, ранее поставляемые ТД КМГ, в мае  поставит АО "Тургай петролеум".

Источник: Литер

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 1

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .