149361 Экономист: Это бюджет выживания ➨ Читайте больше на NUR.KZ Экономика и бизнес

Казахстанский бюджет на 2010 год назвали самым провальным в истории

Я лично считаю, что бюджет страны на 2010 год – самый провальный за всю историю независимого Казахстана. Или словами героя мультфильма "Кунгфу-панда" за всю историю "провала", говорит доктор экономических наук Магбат Спанов.

Казахстанский бюджет на 2010 год назвали самым провальным в истории
Фото с сайта u-f.ru

Надо признать, мало кто из казахстанцев интересуется бюджетом. Неспециалисту за горой цифр и экономических терминов разобрать, на что конкретно тратятся средства налогоплательщиков, практически невозможно. Видимо, так наше правительство заботится о спокойном сне наших граждан по принципу: меньше знают – лучше спят. Тем же, кто мало-мальски ведает секретами финансовых кухонь, получить подробные расшифровки бюджета от госведомств архисложно. Видимо, в этом случае чиновники беспокоятся за свой здоровый сон – независимые эксперты, не имея на руках цифр и аргументов, не будут ругать их за ошибки и просчеты в бюджете. Но давайте взглянем хотя бы на вершину айсберга, используя официальные данные.

С таким дефицитом бюджета, как в 2010 году, после 2000 года мы ещё ни разу не работали.

Раньше часто закладывали дефицит, потом оказывалось, что деньги остались. Это, разумеется, не есть хорошо. Но в этом году вряд ли профицит будет. Общая сумма доходов в бюджете 3 трлн 400 млрд тенге. Расходная часть – около 4 трлн 200 млрд тенге. Разница выходит почти в 800 млрд тенге. В этом месте у казахстанского правительства есть один фокус: для широкой общественности всегда показывают дефицит бюджета по отношению к ВВП, а это уже совершенно другие цифры. Вдумайтесь сами, что страшнее звучит: "Дефицит бюджета составляет 5% по отношению к ВВП" или фраза "Около трети бюджета страны – это дефицит"?

У казахстанского правительства есть один фокус: для широкой общественности всегда показывают дефицит бюджета по отношению к ВВП, а это уже совершенно другие цифры

Согласен, страшнее звучит второе. А верны, по сути, и то и другое утверждения. Разложим по порядку.Для того чтобы хоть как-то перекрыть дефицит, правительство Казахстана в прошлом году выпустило ценные бумаги – государственные облигации на сумму свыше 700 млрд тенге. Фактически получается, что тем самым правительство резко увеличило объем денег на рынке. Однако на эту сумму в стране не было ничего произведено: ни товаров, ни услуг.Второй момент: президент в своем выступлении говорил: мол, после того как страна затратила до 2009 года на преодоление последствий кризиса 19 млрд долларов США, якобы из Национального фонда деньги больше брать не будут. Что мы видим на деле? В бюджете 2010 года правительство заложило 1,2 трлн тенге, или 8 млрд долларов США, которые опять же возьмут из Нацфонда. Если мы, следуя элементарной логике, вычтем эту сумму из доходной части бюджета, при этом расходная часть остается прежней, получается, что около половины казахстанского бюджета, по сути, дефицит. К тому же мы, используя средства Нацфонда, проедаем наши запасы.

Мы, используя средства Нацфонда, проедаем наши запасы

Я считаю, что в этом виновато правительство. И в какой-то мере парламент. Но в первую очередь за это в ответе руководитель республиканской бюджетной комиссии, а это, как мы знаем, премьер-министр Казахстана. Когда ситуация в экономике ухудшается, правительство должно урезать расходы. У нас – нет. Кроме всего прочего, премьер-министр недавно пообещал выделить дополнительные средства на долевое строительство – 75 млрд тенге. И наверняка в этом году будут выделены средства на подготовку к Азиатским играм. В том числе и на завершение строительства метро в Алматы. Можно предположить, что понадобится в пределах 150 млрд тенге дополнительно…По "Азиаде" вообще много вопросов. Изначально Игры хотели проводить только в Алматы, для чего планировалось построить гостиницы на Шымбулаке, на Медео, лыжный комплекс в Каскелене, отремонтировать дороги, ввести электрическую подстанцию и самое главное, что власти обещали к этому времени достроить метро. Но его нет. Опять на него не хватает денег. Ежегодно вроде бы денег на него дают столько, сколько просят – но снова и снова просят.

На примере строительства метро видна стандартная для Казахстана ситуация: бюджет, который закладывается изначально на объект, сильно разнится от бюджета "на выходе"

На примере строительства метро видна стандартная для Казахстана ситуация: бюджет, который закладывается изначально на объект, сильно разнится от бюджета "на выходе". То есть, когда до завершения проекта остается не так много, вдруг его стоимость увеличивается. Практически всегда этому находят объективные причины, вроде удорожания стройматериалов и чего-то подобного. Фактически бюджет отражает только тенденцию, но он никогда не точен.

Республиканская бюджетная комиссия заседает от 30 до 50 раз в год

Тут нужно учитывать ещё один важный фактор, о котором мало кто говорит. Республиканская бюджетная комиссия заседает от 30 до 50 раз в год. Бюджетные программы определены. Всё принято. Теперь представьте, сколько людей во всём этом задействовано, сколько времени на это ушло!

Приходит весна или конец зимы, и все мы слушаем ежегодное Послание президента народу Казахстана. Глава государства даёт поручения, по которым необходимо вносить изменения в бюджет. Бедный Минфин сидит ночами, пытается перераспределить средства, так как дополнительных денег зачастую не выделяется. Всё это непроизводительные затраты. Вместо того, чтобы контролировать расходование бюджета, следить за его исполнением, Минфину приходится заново пересчитывать бюджет. Я сторонник того, чтобы Послания президента были в октябре. Мое личное мнение: так было бы целесообразнее. А так выходит, что у правительства есть отговорка: мол, сделали это некачественно или не вовремя, потому что изменились сроки или направления финансирования. И никого не наказывают реально.

Самая большая беда по исполнению бюджетных программ в Казахстане – то, что никто не несёт ответственности за неэффективное использование средств госказны.

Могут объявить выговор, но материальной или тем более уголовной ответственности никто не несёт. Поэтому и нет прозрачности. К примеру, не совсем понятно, как расходуются деньги, выделяемые государством для пополнения уставных фондов "дочек" госхолдинга "Самрук-Казына"…Но вернемся к бюджету 2010 года.

В итоге реальный дефицит бюджета составляет около 1 трлн тенге.

Если при Токаеве, Тасмагамбетове, Ахметове были бюджеты развития, то этот бюджет от Масимова – это бюджет выживания.

И мировой финансовый кризис тут ни при чём. Результатом этих телодвижений правительства будет безудержный рост инфляции.

Для простых граждан итог один: снижение реального уровня жизни населения. А это уже проблема не сугубо экономическая, а политическая. Но мы сейчас говорили не о политике…

 

Источник: Мегаполис

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 21

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .