149240 Оправдаются ли надежды предпринимателей? ➨ Читайте больше на NUR.KZ Экономика и бизнес

Цементные заводы ждут очередного строительного бума

Основные надежды возлагаются на строительство транспортной и промышленной инфраструктуры

Цементные заводы ждут очередного строительного бума
Фото: cement77.info

Цемент – один из основных материалов, без которого, наверное, не обходится ни одна стройка в Казахстане и других странах СНГ. Поэтому по мере роста строительства в последние годы рос и цементный бизнес, становясь все более привлекательным для инвесторов.Пик потребления цемента в РК пришелся на 2007 год – свыше 9 млн т. Если учесть, что цена этого товара в то время доходила до 25-30 тыс. тенге за тонну (сейчас – 9-12 тыс.), то емкость рынка составляла порядка 250 млрд тенге. В кризисные годы объемы закупок цемента на внутреннем рынке заметно снизились. Однако спада производства, согласно официальной статистике, не произошло.Впрочем, у игроков рынка своя статистика. "Я не согласен с данными статагентства, – говорит председатель Ассоциации застройщиков Казахстана, глава холдинга BI Group Айдын Рахимбаев. – Согласно цифрам, полученным нами от экспертов и непосредственно с заводов, максимальный объем производства цемента в РК был достигнут в 2007-м – 4,5 млн т".

Тем не менее, даже по самым пессимистичным оценкам, спад производства в цементной отрасли был небольшим. Если потребление цемента в 2009 году относительно 2007-го снизилось на треть, то производство – всего на 9%. Отечественным цементникам удалось удержаться на плаву главным образом за счет снижения импорта этого стройматериала и государственной поддержки.

"В 2007-м цены на цемент в Казахстане были очень высокими. Поэтому в страну хлынул импорт из России, Узбекистана, Кыргызстана и Китая, – рассказал Business Resource старший специалист отдела маркетинга и сбыта Бухтарминской цементной компании Александр Бобылев. – Объем импорта достигал порядка 3 млн т при производственных мощностях казахстанских производителей 4,5-5 млн т. Падение цен на цемент в 2008-2009 годах сделало его транспортировку из других стран невыгодной". Таким образом, географическая близость отечественных заводов к своему потребителю сослужила им во время кризиса хорошую службу.

Таким образом, географическая близость отечественных заводов к своему потребителю сослужила им во время кризиса хорошую службу

При этом, по словам директора департамента корпоративных финансов компании Verny Investments Holding Алмаса Сиранова, стабильная ситуация в отрасли была в значительной степени обусловлена индустриальными программами правительства. В том числе программой "100 школ, 100 больниц", введением муниципального жилья в Алматы и Астане, строительством и реконструкцией спортивных комплексов к зимней Азиаде, строительством магистрали Астана – Боровое, началом реализации "Дорожной карты". В целом, по оценке г-на Сиранова, на госзакупки в 2007-2009 годах приходилось до 80% потребления цемента в РК. Кроме того, как указывают другие участники рынка, сохранялся спрос со стороны крупных строительных компаний, стройки которых не были заморожены.

Кстати, в рамках поддержки казахстанского содержания Ассоциация застройщиков Казахстана и ФНБ "Самрук-Казына" подписали меморандумы с заводами на поставку цемента по льготной цене – 9500 тенге за тонну. С одной стороны, это, конечно, поставило ценовую политику производителей в жесткие рамки. Но, с другой стороны, как уже было сказано, сделало совершенно неконкурентоспособным по цене импортный товар. Более того, в кризисные годы казахстанские цементные заводы стали наращивать поставки своей продукции в соседние страны, главным образом в Россию (66% от всего объема экспорта цемента в 2009-м), Таджикистан (26%) и Кыргызстан (8%).

Основные игроки рынка с большим оптимизмом смотрят на развитие отрасли в ближайшие годы. Так, по прогнозам Verny Investments Holding, уже в 2010-м рост производства цемента в РК составит 14%. Г-н Рахимбаев считает, что к 2011 году рост производства цемента составит 40%, а его основными потребителями будут проекты программы индустриально-инновационного развития. Бухтарминская цементная компания со своей стороны выражает более "осторожный оптимизм", полагая, что в ближайшее время на уже существующих предприятиях ежегодный рост производства цемента будет находиться на уровне 5-10%. Надежды возлагаются, в частности, на строительство трансконтинентального автокоридора Западная Европа – Западный Китай. В рамках этого проекта к 2012 году будет построено и реконструировано порядка 2,5 тыс. км казахстанских дорог. Многие участки дороги будут иметь современное бетонное покрытие, в производстве которого будет использоваться цемент.

Источник: Бизнес&Власть

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 1

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .