149146 А максимальный спад потребления произошел на авторынке ➨ Читайте больше на NUR.KZ Экономика и бизнес

Казахстанцы стали меньше пить пиво и есть колбасу

Казахстанцы стали меньше пить пиво и есть колбасу. А максимальный спад потребления в прошлом году произошел на авторынке

Казахстанцы стали меньше пить пиво и есть колбасу
Фото: filmnorthflorida.com

В 2010 году розничный товарооборот в Казахстане вырастет на 8%. Такой прогноз дают аналитики АТФБанка в обзоре "Ритейл Казахстана: Возвращение к росту".По данным авторов обзора, в 2009-м в республике впервые за много лет снизился розничный товарооборот – почти на 4%. Причем если с начала 2000-х наблюдался переток торговли с рынков в цивилизованные торговые центры, то в прошлом году народ вновь потянулся на базары и в мелкие лавочки, где товар подешевле.

Однако, считают в АТФБанке, уже в ближайшее время ситуация стабилизируется – по мере ожидаемого роста доходов населения магазинная торговля продолжит отвоевывать позиции у базарных конкурентов.

Больше всего в 2009-м пострадали самые торговые в стране города – Алматы (спад товарооборота на 15%) и Астана (на 10%). На южную столицу приходится 40% всего розничного товарооборота в РК, на северную – 9%. В числе лидеров также Карагандинская область (10%) и ВКО (9%).

В остальных регионах Казахстана объемы торговли не превышают 5% от всего товарооборота страны. Правда, здесь необходимо учитывать, что на юге традиционно много неучтенной торговли на уличных рынках.Всего в РК около 47 тыс. торговых объектов общей площадью почти 3 млн кв. м. Большинство крупных магазинов – это все еще универмаги советской постройки, переделанные на современный лад. Они, как правило, находятся в центре города и не имеют достаточной площади, удобной парковки, нужной планировки, дизайна и т.д.

Большинство крупных магазинов – это все еще универмаги советской постройки, переделанные на современный лад

Вместе с тем, отмечают аналитики АТФБанка, в результате недавнего строительного бума в Казахстане появилось много новых магазинов второго поколения, таких как, например, МEGA (Алматы, Астана, Шымкент) и "Сары-Арка" (Астана). В целом за последние пять лет площадь торговых помещений увеличилась более чем на 50%.Обеспеченность населения торговыми площадями в среднем по республике составляет около 175 кв. м на 1000 человек. Меньше всего этот показатель на юге, больше всего – в обеих столицах и Северо-Казахстанской области. Так, в Алматы он составляет 450 "квадратов" на 1000 жителей.

Кстати, несмотря на то что простым алматинцам часто кажется, что магазинов в городе столько, что больше уже некуда, обеспеченность торговыми площадями здесь намного ниже, чем, например, в столицах европейских стран, включая Россию. Особенно если брать в расчет не все магазины, а только площади торговых центров второго поколения.

Магазины занимают ровно треть от общего количества зарегистрированных предприятий в Казахстане. 99% магазинов относятся к малому бизнесу, 1% – к крупному и среднему. Но даже об этом 1% трудно иметь четкое представление, так как торговля и дистрибуция по-прежнему остаются одними из самых информационно недоступных секторов отечественной экономики. По информации АТФБанка, ведущие позиции на этом рынке занимают в основном компании, торгующие ГСМ, автодилеры и сетевые магазины бытовой техники.Торговые сети, по оценкам авторов отчета, занимают 10-15% в общем объеме розничного товарооборота в РК. А на продовольственном рынке их доля составляет не более 10%. Для сравнения: в Польше – 17%, Чехии – 27%, Испании – 37%, Германии – 70%, Великобритании – 76%, Франции – до 88%. Учитывая ожидаемое улучшение экономической ситуации в стране и мире, одной из основных тенденций 2011 – 2015 годов в казахстанской торговле станет укрупнение сетей. Оно будет происходить как за счет нового строительства, так и за счет поглощения конкурентов.

Если говорить о том, чем у нас торгуют, то самый ходовой товар в рознице – это всевозможные напитки, включая алкоголь

Если говорить о том, чем у нас торгуют, то самый ходовой товар в рознице – это всевозможные напитки, включая алкоголь. Кроме того, большую долю в розничном товарообороте имеют автомобили и электротовары. Статистика последних лет показывает, как экономические коллизии вносят коррективы в структуру потребления.

Так, в кризисном 2009-м в "нерекламных" (хлеб, соль, сахар, бензин и т.д.) и других неэластичных категориях (молоко, шампуни, стиральные порошки) потребление на душу населения изменилось незначительно.

Зато многие казахстанцы в этот период стали отказываться от пива, колбасы и минеральной воды. А больше всего спрос сократился на непродовольственные товары, особенно длительного пользования. Наибольшее падение произошло в сегменте автомобилей, бытовой техники и мебели.

Тем не менее аналитики АТФБанка ожидают, что тенденция активного роста потребления непродовольственных товаров, которая наблюдалась на протяжении 2006-2007 годов, в 2010-м начнет обновляться. Правда, на более скромном уровне, учитывая более медленный рост доходов, чем перед кризисом, долговую нагрузку домашних хозяйств, а также период обновления товаров длительного пользования.

Источник: Бизнес&Власть

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 11

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .