Финансы
148442 Эксперты сомневаются в выгоде этого сотрудничества ➨ Читайте больше на NUR.KZ Экономика и бизнес

Иран надеется на дешевую казахстанскую пшеницу

Иранская компания Freedom Sky General Trading LLC предлагает свои инвестиции в расширение терминала в порту Актау взамен на скидки со стороны казахстанских зерновых экспортеров.

Иран надеется на дешевую казахстанскую пшеницу
Фото: РИА Новости

Несмотря на кажущуюся заманчивость предложения, профучастники рынка не видят в нем особой выгоды и отмечают, что на морских перевозках свет клином не сошелся.

Сейчас, как сообщил "&" и.о. директора РГП "Актауский международный морской торговый порт" (АМТП) Василий Новиков, действует зерновой терминал с мощностью обработки до 600 тыс. т в год и единовременным хранением до 22,5 тыс. т зерновых.

Глава крупнейшей иранской трейдерской компании Можтаба Ансари в свою очередь заявил, что готов инвестировать в расширение существующих мощностей и строительство второго терминала, чтобы вдвое увеличить поставки не только в Иран, но и в другие страны Каспийского региона. При этом он добавил, что вкладывать деньги будет в том случае, если казахстанские компании готовы предоставить "хорошую цену на зерно".

Казалось бы, очень заманчиво, учитывая, что тема актауского зернового терминала для отечественных компаний-экспортеров – из ряда наболевших.

"Терминал перегружен, частным компаниям пробиться туда невозможно, – рассказал "&" директор ТОО "Торино 06" Оразбек Жондыбаев. – Хотя, в принципе, перевозить зерно через порт Актау довольно выгодно, и если бы мощность терминала позволяла, думаю, многие компании этим пользовались".

Однако теперь, когда вроде бы появилась возможность расширить пропускную способность терминала, профучастники отнеслись к предложению иранцев скептически: одни сочли его условия невыгодными, другие и вовсе назвали заявление популистским. Основным аргументом в данном случае послужило отсутствие физических возможностей для строительства нового терминала.

Одни сочли его условия невыгодными, другие и вовсе назвали заявление популистским

"В порту нет свободного места для строительства еще одного терминала – все земли, насколько я знаю, заняты частниками", – поясняет "&" директор коммерческого департамента АО "НК Продкорпорация" Казыбек Омаров.

Расширять уже существующий терминал, по его словам, тоже некуда. В 2007 году, по данным г-на Омарова, удалось повысить пропускную способность терминала благодаря внедрению нового оборудования, однако он по-прежнему привязан только к одному причалу и не может обслуживать больше одного судна. В связи с этим г-н Омаров добавил, что заниматься дальнейшим расширением терминала просто нет смысла, да и к тому же невыгодно.

"Предполагается, что терминал, в расширение которого хочет вложить средства иранская компания, останется в их собственности, а что получат конкретно казахстанские компании за снижение цен? Что вообще будут иметь наши сельхозники и товаропроизводители в результате такой сделки?" – задается вопросом г-н Омаров.Стоит отметить, что упоминание цен на зерно, а точнее, "хороших цен на зерно" отечественные профучастники вообще сочли необоснованным. Так, по словам г-на Жондыбаева, ни компании, ни государство, ни Продкорпорация не занимаются регулированием цен.

"У нас свободная экономика, в которой цены устанавливает рынок, а иранцы, выходит, хотят покупать зерно по ценам ниже рыночных? – недоумевает г-н Жондыбаев. – Если бы наше зерно стоило слишком дорого, Иран делал бы закупки в южных портах – в Австралии или Канаде".

Схожего мнения придерживается и руководитель аналитического центра при правительстве и Нацбанке Шамиль Дауранов, отмечая, что главное – это соблюдать интересы страны и просчитывать выгоду. "Из госбюджета идет закупка зерна по определенной цене, и теоретически можно расширить объем закупа за счет госсредств, чтобы часть зерна продавать, – комментирует г-н Дауранов. – Но ведь никто не будет продавать товар себе в убыток".

Такое соглашение, по его словам, можно заключить лишь на временной основе, постепенно приближая продажи к мировому уровню цен. "Везде нужно иметь стратегическую цель, а увеличение поставок в Иран – это хороший задел на будущее", – добавил собеседник.По официальным данным, Казахстан по существующим транспортным коридорам может максимально экспортировать в Иран до 2 млн т зерна. Между тем, как отмечает г-н Омаров, строительство международной железной дороги Узень – Горган, которое планируется завершить уже в следующем году, позволит Казахстану увеличить транзитный и экспортный потенциал.

Везде нужно иметь стратегическую цель, а увеличение поставок в Иран – это хороший задел на будущее

"Предполагается, что благодаря новому пограничному переходу пропускная способность увеличится до 3 млн т, – говорит профучастник, – а если параллельно будет продолжать работу уже действующий погранпереход "Саракс", то необходимость в расширении актауского порта и вовсе отпадет".К слову, ранее Минтранском сообщал, что модернизация морпорта Актау предусматривает его расширение в северном направлении, что позволит увеличить проектную мощность порта. Срок реализации – 2006-2014 годы, а общая стоимость проекта оценивалась в 41,7 млрд тенге. При этом, как сообщили "&" в министерстве, за прошлый год через порт Актау было перевалено 13,7 млн т различных грузов, среди которых 559,6 тыс. т составляет зерно.

Источник: Бизнес&Власть

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 4

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .