Финансы
146088 Минэнерго планирует переписать контракты с недропользователями ➨ Читайте больше на NUR.KZ Экономика и бизнес

Казахстан станет ненадежным для инвестиций

Попутный газ может стать собственностью государства. Минэнерго планирует переписать контракты с недропользователями.

Казахстан станет ненадежным для инвестиций
Коллаж: РИА Новости

Эксперты полагают, что в этом случае Казахстан войдет в число стран, ненадежных для инвестиций, пишет газета "Бизнес&Власть".О том, что попутный газ должен принадлежать государству, первым заговорил президент. "Почему попутный газ должен принадлежать нефтедобывающей компании? Этого же нет в контракте. Говорят, в Азербайджане этот вопрос решили. Это на поверхности лежит. Это собственность государства – попутный газ ничего не стоит. На его добычу владелец ничего не тратит, никаких денег", – сказал в начале года Нурсултан Назарбаев.Сейчас, по словам ответственного секретаря Минэнерго Канатбека Сафинова, ведомство готовит изменения в Закон "О недрах и недропользовании".

И если будет принято решение забирать попутный газ, то оно коснется всех недропользователей, исключений не будет, отметил он.

В свою очередь эксперт аналитического департамента "Ренессанс Капитал" Татьяна Калачова отмечает, что добыча попутного газа для недропользователя является затратным процессом.

"После прохождения сепарационных установок нефть отделяется от газа и воды. То есть компания инвестирует в сепарацию для получения нефти и газа, и неверно было бы говорить, что газ получается бесплатным даже на этом этапе", – прокомментировала "Бизне&Власть" ситуацию аналитик.

 

На какой стадии добычи нефти государство будет забирать газ – до переработки или после, еще не решено, говорит директор департамента развития газовой промышленности Минэнерго Тимур Имашев. "После как-то неправильно забирать. Есть предложение забирать какую-то часть, может быть, 50% или 60%", – сказал он "&". При добыче углеводородов в любом случае идет отделение газа от нефти, продолжил он.

Но сегодня стоит вопрос, чтобы обязать недропользователей использовать единую глубину переработки сырья, отмечает чиновник.

"Сейчас на каждом месторождении разная глубина переработки. И если оставить ситуацию как есть, то получится, что один будет лишь сероводородистый газ от воды и нефти отбивать, что значительно дешевле. А другой будет производить несколько фракций, что дороже", – пояснил г-н Имашев.

По его словам, сейчас такие крупнейшие месторождения, как Карачаганак и ТШО, занимаются утилизацией газа только для того, чтобы не платить штрафы государству.

"Мы обязали, и они перерабатывают. Возьмите Карачаганак – крупнейшее газоконденсатное месторождение в Казахстане. Там газовый фактор практически максимальный: 500 кубометров газа на тонну нефти. Но даже при таких показателях в структуре доходов Карачаганака газ занимает лишь 5%. Он им не нужен как товар. В ТШО тоже не больше 5%. Потому что им не надо. А стали они его утилизировать, потому что закон вышел. А не было бы закона, они бы его с удовольствием просто сожгли", – продолжил он.

По словам юриста Елены Буравлевой, законодательно государство владеет полезными ископаемыми до того момента, пока они находятся в недрах.

"А после их добычи собственником автоматически становится тот, кто добыл. И этот факт является для недропользователя ключевым. Если государство пойдет на то, чтобы переписать данный пункт в своих интересах, это негативно отразится на отношениях страны и инвестора. Возможно, даже повлечет за собой разрыв контрактов", – подчеркнула г-жа Буравлева.

С юристом соглашается сенатор Идельбай Иманкулов. Пересматривать контракты без согласия недропользователей нельзя, считает он. "Казахстан может войти в число стран, ненадежных для инвестиций. Мы с такими усилиями привлекали инвесторов, а теперь одним взмахом руки гоним их прочь", – отметил депутат.

На момент прихода инвесторов все было правильно, говорит г-н Имашев. А сейчас надо диктовать условия, считает он. "Махни рукой, лишь 15% из всех компаний будут артачиться. В основном крупные. Но для них вопрос стабильности контрактов больше не экономического плана проблема, а юридического. Они только из-за этого будут ломаться. А если мы их сломаем по стабильности контрактов, то с газом они легко попрощаются", – сказал чиновник.

По словам г-жи Калачовой, основная проблема Казахстана в том, что потребности внутреннего рынка газа очень ограничены.

"Газ можно в больших количествах поставлять на экспорт. Но не отработана система ценообразования для закупки газа у негосударственных нефтегазовых компаний. Если нефтяная компания вместо нефти обнаруживает газ или нефть с высоким содержанием газа, она может консервировать скважину. Ей невыгодно обслуживать скважину, из которой пойдет бесплатный продукт. А если бы был создан стимул в виде справедливой системы ценообразования, Казахстан увеличил бы налоговые поступления и, возможно, инвестиции и количество рабочих мест", – считает эксперт.

Только в тандеме государство и недропользователь могут наладить добычу и использование попутного газа, считает начальник отдела аналитических исследований инвест-группы "Универ" Дмитрий Александров. "Идеальным решением может стать совместное создание инфраструктуры отбора и утилизации попутного газа: тепло- и электрогенерация, химические производства", – сказал "&" эксперт.

Но, по словам г-на Имашева, недропользователи не идут навстречу государству.

Так ежегодно идет долгий спор по обеспечению регионов газом.

Компании либо просто перестают поставлять газ, либо резко и необоснованно поднимают цену, говорит чиновник. "Газ – это социальный товар. Но сегодня нет ни одного долгосрочного контракта нефтяной компании с областями. Уже третий год государство тратит по 40-50 млрд тенге на газификацию. А если бы недропользователи подписали долгосрочный контракт, например, что ТШО обязуется на период добычи нефти Атыраускую область на 100% обеспечить газом, то, может быть, вопрос о попутном газе сейчас не стоял бы", – заявил г-н Имашев.

Сейчас недропользователь – как собака на сене, продолжает собеседник. "Когда заберем газ, то можно будет развивать газохимию. Ведь сейчас недропользователю надо вкладывать деньги в нефтяной проект, а тут мешается газ. А мы заберем и другого инвестора привлечем. Здесь много вариантов. Главное сейчас – юридически обосновать отбор попутного газа в собственность государства. А через год-полтора уже начнем реализовывать проекты по его использованию", – резюмировал г-н Имашев.

 

Источник: Бизнес&Власть

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 7

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .