138584 Правительство в очередной раз сказало свое веское слово, и на всех зап... ➨ Читайте больше на NUR.KZ Экономика и бизнес

Проблемы с бензином решаются в приказном порядке

Правительство в очередной раз сказало свое веское слово, и на всех заправках страны бензин Аи-92 в одночасье стал продаваться по 82 тенге за литр. Ну… почти на всех.

Фото: Литер

На первый взгляд, можно порадоваться тому, что наконец-то навели порядок на АЗС, но надолго ли? Предприниматели, задействованные в рынке ГСМ, считают, что радоваться рано. По их мнению, либо через пару недель в стране возникнет сильнейший дефицит высокооктанового бензина, либо НК "КазМунайГаз" понесет огромнейшие убытки.

В настоящий момент уже определены поставщики бензина для каждого региона республики.

Для Южно-Казахстанской области это ТОО "ПетроКазахстан ойл продакс", которое должно поставить в декабре 8000 тонн, компания "ТургайПетролеум" - 3000 тонн и компания САНАОЙЛ - 2000 тонн. Также определены операторы, которые будут распределять этот бензин по АЗС. В ЮКО это семь компаний. Именно они будут определять, кому и сколько выделить горючего. Операторов, по рекомендации Ассоциации владельцев АЗС ЮКО, утвердил областной акимат. В этот раз сотрудники акимата, учтя ошибки прошлого месяца, отдавали предпочтение тем компаниям, у которых есть свои нефтебазы, большие сети АЗС.

Поставщики отпускают бензин операторам по 69 тенге/литр (ТОО  "ПКОП"). На АЗС этот бензин поступает с 4 декабря по 74 тенге.

Имея маржу в восемь тенге, владельцы АЗС смогут покрыть все свои расходы и даже будут чуть-чуть в плюсе. Хотя на последнем общем собрании владельцев АЗС практически все они были против распределения бензина через операторов. Кроме разве что самих операторов. Как альтернатива предлагалось, чтобы каждый получал бензин непосредственно от поставщика, но…

В настоящий момент ситуация с бензином в ЮКО стабилизировалась, на заправках можно спокойно, без всяких очередей приобрести Аи-92. Но надолго ли это спокойствие? Потребность области в бензине намного выше выделенных 13 тысяч тонн. В ноябре, когда цена на 92-й превысила 100 тенге, такой же объем поставил "ТургайПетролеум", продавали его по 65 тенге. Однако выделенного количества не хватило, и через некоторое время тургаевский бензин на заправках продавали по 10 литров на машину. В то же время на АЗС можно было заправиться бензином по 95 тенге за литр. Немалая часть его была завезена из России.

Если ранее могли завозить российский бензин и продавать его, то сейчас эта возможность практически исключена

- Если ранее могли завозить российский бензин и продавать его, то сейчас эта возможность практически исключена, - заявил "Литеру" один из владельцев АЗС. - Оптовики, занимающиеся ввозом бензина из России, утверждают, что 92-й им обходится по 85 тенге. Последнее время он у нас продавался по 95 тенге. То есть все имели какую-то прибыль: оптовики, владельцы АЗС, которые закупали бензин примерно по 87 тенге и продавали по 95. Сейчас же, после того как в приказном порядке установлена цена в 82 тенге, завоз российского бензина в Казахстан станет невыгодным.

Как известно, своего бензина Казахстану не хватает. Это признают чиновники всех уровней, и такой же вывод следует из статданных. Согласно информации Агентства РК по статистике, в январе-сентябре (более свежих данных на сайте пока нет. - Авт.) в Казахстане было произведено 1 млн 879 тыс. тонн "бензина моторного для двигателей с искровым зажиганием". Еще 630 тыс. тонн было импортировано. Получается 2,5 млн тонн бензина. Из этого количества на внутреннем рынке, по данным статистики, реализовано 2 млн 363 тыс. тонн бензина (причем с начала лета все только и говорили о нехватке горючего) и 145,6 тыс. тонн ушло на экспорт.

Из статданных видно, что Казахстан потребляет больше бензина, чем производит.

Что интересно, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года в текущем наблюдается снижение показателей почти по всем пунктам: на 30 тыс. тонн снижено производство, на 184 тыс. тонн упал импорт, и только экспорт вырос почти на 7 тысяч тонн. Соответственно, реализация на внутреннем рынке по сравнению с 2008 годом снизилась на 221,9 тыс. тонн. И это при том, что отечественный автопарк отнюдь не уменьшился, а, наоборот, увеличился.

В связи с этим можно сделать вывод, что Казахстану придется обходиться своими силами, так как трейдеры не будут завозить бензин из России по 85 тенге, чтобы продавать по 82. И после того, как закончится уже поставленный операторам бензин, в частности 13 тыс. тонн в ЮКО, придется изыскивать дополнительные объемы. По непроверенным данным, "КазМунайГаз" обязался покрыть дефицит бензина, который образуется из-за прекращения ввоза российского горючего, а убытки возместить за счет бюджета нацкомпании. По какой схеме это будет делаться, ни один из опрошенных владельцев АЗС мне объяснить не смог, так как они и сами не могут себе этого представить.

Если они будут закупать бензин в России по 85 тенге и продавать через свои заправки по 82, то эти расходы - 5-6 тенге с учетом зарплаты сотрудникам и т. д. - можно как-то закрыть. Но если они через другие сети будут реализовывать…

- Я, честно говоря, не представляю механизм, с помощью которого "КазМунайГаз" все это будет делать, - заявил один из владельцев сети АЗС. - Ведь в каких-то областях они сильно представлены, в каких-то меньше. В ЮКО у них, по моим данным, не более 5 заправок. Если они будут закупать бензин в России по 85 тенге и продавать через свои заправки по 82, то эти расходы - 5-6 тенге с учетом зарплаты сотрудникам и т. д. - можно как-то закрыть. Но если они через другие сети будут реализовывать… почем они должны отдавать бензин другим, чтобы те могли продавать его по 82 тенге? При минимальной марже заправщиков они должны продавать этот бензин по 75-76 тенге. И чтобы в таких условиях "КазМунайГаз" закрыл 30 процентов дефицита… "КазМунайГаз" не частная компания, а нацкомпания и покрывать свои убытки будет за счет народных денег.

Ожидается, что в ближайшее время российский бензин значительно упадет в цене.

25 ноября Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России обсуждала с руководителями нефтяных компаний формулу оптовых цен на нефтепродукты.

"Согласно формуле, оптовая цена топлива в какой-либо точке России определяется вычитанием из котировки в ближайшем к конкретному НПЗ центре международной торговли (Роттердам, Сингапур, Средиземноморье) экспортной пошлины и стоимости транспортировки. Полученная цена переводится в рубли по текущему курсу, и к ней прибавляются стоимость транспортировки топлива от НПЗ, акциз и НДС. Допустимое отклонение от этой цены, по мнению ФАС, не должно превышать плюс-минус 1-2 процента", - говорится в газете "Ведомости" от 30 ноября.

В той же статье указывается, что, по мнению аналитика Reuters Максима Назарова, "согласно этой формуле дизтопливо Московского НПЗ на Володарской нефтебазе (крупнейшая в московском регионе) должно стоить 14 500 руб./т. Реально же в пятницу оно там продавалось на 17 процентов дороже - по 17 100 руб./т… Аналогичные расчеты для бензина Аи-92 дают "формульную" оптовую цену 19 500 руб./т при реальной 23 000 руб./т".

Хотя договоренность еще не достигнута, уже сейчас наблюдается снижение цен на продукцию российских НПЗ.

Но даже при таком раскладе НК "КазМунайГаз" понесет огромные убытки, закупая бензин в России и перепродавая АЗС по такой цене, чтобы последние не разорились.

- На сегодня я не вижу значительных причин, почему цена (на бензин Аи-92. - Авт.) должна измениться, - заявил в понедельник в ходе селекторного совещания в правительстве министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев. - Правда, есть один фактор: очень долго торговый дом ("КазМунайГаз". - Авт.) не может поставлять себе в убыток и очень долго цена не может быть в России 116 тенге, а в Казахстане - 82.

Административные решения должны иметь под собой рыночные основания. Базовый уровень цены должен отражать рыночную ситуацию. 82 тенге мы считаем пределом этой рыночной ситуации.

Что самое интересное, попытки удержать цену на бензин на определенном уровне при существующем законодательстве действенны только до Нового года. С 1 января Казахстан, Россия и Белоруссия вступят в Таможенный союз.

После этого события вообще непонятно, на каких основаниях государство будет вмешиваться в деятельность частных компаний. Границы для трех республик будут открыты, и здесь никакого регулирования цен быть не может. И если в России бензин будет дороже, чем в Казахстане, то где будут продавать свой бензин тот же "ТургайПетролеум", "ПетроКазахстан" и другие компании? Ответ очевиден. Открытие границ приведет к тому, что цены в трех республиках установятся примерно на одном уровне. И маловероятно, что российские нефтяники снизят свои цены до уровня казахстанских. Скорее, наоборот, мы подрастем до их цен. Либо весь наш бензин уйдет в Россию. Если только такая ситуация не предусмотрена в разрабатываемом сейчас законе "Об обороте нефтепродуктов".

Источник: Литер

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 8

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .