Финансы
138230 До конца 2010 года в республике планируют начать внедрение пилотного п... ➨ Читайте больше на NUR.KZ Экономика и бизнес

На таможнях республики внедрят проект единого электронного окна

До конца 2010 года в республике планируют начать внедрение пилотного проекта единого электронного окна на таможне. Бизнес с нетерпением ожидает, когда система, разговоры о внедрении которой ведутся не первый год, заработает.

Фото с сайта vesti.kz

Как пояснила руководитель регионального проекта USAID по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC) в Казахстане Малика Коянбаева, единое электронное окно - это механизм, позволяющий участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) единожды подавать всю необходимую информацию для получения всех разрешительных документов для совершения экспортно-импортных операций.

"Это, во-первых, экономит время и деньги участников ВЭД, во-вторых, делает процесс получения всех документов прозрачным, простым и понятным и не оставляет возможностей ни для коррупции, ни для недостоверной статистики", - говорит эксперт. Единый пропускной канал будет интегрирован с информационными системами всех заинтересованных государственных органов.

Схема получения разрешительных документов выглядит следующим образом. Предприниматель заходит на сайт таможенного органа и подает заявку на получение разрешительных документов. Необходимая информация рассылается всем соответствующим госорганам. Система сама определяет, какому ведомству какую информацию нужно послать.

"Допустим, и Минсельхозу, и Минздраву может понадобиться одинаковая информация, однако она может быть и специфичной. Если предоставленных данных для принятия решения достаточно, дают разрешение на таможенное оформление. Далее система формирует таможенную декларацию, которая поступает в Таможенный комитет", - рассказывает г-жа Коянбаева.

На таможенном посту сотрудник просто проверяет наличие всех документов. "Когда участник ВЭД ввозит товар и подает электронную декларацию, в базе уже имеются разрешительные документы всех госорганов", - поясняет начальник центра оперативного управления "Проект концепции электронного единого окна КТК МФ РК" Александр Кочубей. По его словам, до конца следующего года начнут внедрение пилотного проекта единого e-окна.

Это, во-первых, экономит время и деньги участников ВЭД, во-вторых, делает процесс получения всех документов прозрачным и не оставляет возможностей ни для коррупции, ни для недостоверной статистики

Предполагается, что пилотный проект будет реально работать, однако не будет иметь официальной силы.

При этом останется и старый способ, так как потребуется какой-то переходный период.

По приблизительным подсчетам Казахстанской ассоциации IT-компаний, стоимость разработки единого окна, если не брать в счет оборудование, составит $2,5-3 млн.

Эти инвестиции, судя по опыту других стран, внедривших систему, могут окупиться в течение трех-четырех лет, отметила г-жа Коянбаева. Около двух с половиной лет потребуется на реализацию проекта.

Выгоды, по мнению экспертов, очевидны как для государства, так и для бизнеса. К плюсам системы можно отнести более эффективное распределение ресурсов, действенный сбор налогов и сборов, больший уровень законности, меньший - коррупции, более достоверную статистику, что положительно отразится и на инвестиционных рейтингах страны.

Бизнесу же понадобится гораздо меньше времени на поиск информации и подготовку документов за счет более предсказуемых требований и быстрых процедур оформления грузов.

Между тем существующая громоздкая разрешительная система мешает бизнесу нормально работать, считают эксперты. И причина здесь не просто в недостаточно эффективной работе госорганов, а в незаинтересованности как таковой, уверены участники ВЭД.

"Внедрение единого электронного окна предполагает снижение возможностей для коррупции. Однако если система станет прозрачной, кое-кому это явно станет невыгодно. Представляете: можно заполнить заявку у себя дома, не нужно встречаться с таможенным инспектором, не нужно платить ему лишних денег или давать взятки", - отметил в разговоре с "&" глава Казахстанского союза таможенных декларантов (КСТД) Нурлан Буршакбаев.

По его словам, КСТД провел анализ документов, стоимости и времени при совершении экспортно-импортных операций. В мониторинге приняли участие 317 респондентов: 123 участника ВЭД, 119 сотрудников контрольно-пропускных пунктов, 49 брокерских компаний, 15 транспортно-логистических компаний и др. Выяснилось, что, хотя по закону участник ВЭД должен пройти 21 процедуру, на самом деле их количество достигает 48. Причем минимальное количество требующихся документов - 33.

"Бизнес уже устал ждать упрощения системы. Деньги на разработку различных проектов - центра оперативного управления и других - выделяются немалые, однако пока все остается на уровне презентаций. Получается, что средства вроде бы освоены, но в полной мере, как бы это хотелось бизнесу, все это не функционирует", - рассуждает г-н Буршакбаев.

Источник: Бизнес&Власть

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 2

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .