Финансы
137140 Нынешний экономический кризис выявил ряд существенных недостатков в пе... ➨ Читайте больше на NUR.KZ Экономика и бизнес

Почти половина негосударственных облигаций в портфеле НПФ – дефолтные

Нынешний экономический кризис выявил ряд существенных недостатков в пенсионной системе Казахстана. Основной из них - это частная форма собственности большинства пенсионных фондов и их аффилированность с крупными коммерческими банками.

Фото: ric.ua

В период острой нехватки ликвидности в банковском секторе с сентября 2008-го по март 2009-го, когда банки испытывали затруднения в привлечении денежных средств из-за рубежа для того, чтобы рефинансировать ранее привлеченные кредиты (в том числе еврооблигации), а поступления от резко ухудшающегося кредитного портфеля были недостаточными, и финансовая помощь от государства еще не поступила в банки, единственным источником средств для БВУ оставались пенсионные фонды.

В сложившейся ситуации некоторые финансовые институты привлекали денежные средства из пенсионных фондов, заключая стандартные сделки репо (привлечение денег под залог ценных бумаг с обязательством обратного выкупа заложенных бумаг по определенной цене в будущем). Необходимо отметить, что сделки репо по своей природе краткосрочный инструмент финансирования (по новым правилам биржи - не более 3 месяцев).

Более того, финансовый институт мог привлекать деньги, передавая в залог собственные ценные бумаги, например акции, что, по сути, превращало сделку репо в обычный кредит, выданный пенсионным фондом компании-заемщику. Ведь в случае дефолта компании по репо (невозвращения денег) ее акции (соответственно, залог) моментально обесцениваются. Предположительно именно таким образом пенсионный фонд "УларУмiт" стал крупным акционером финансового института АО "Астана-Финанс".

Так, по данным KASE на 1 марта 2009 года (и по сей день), 20,01% простых голосующих акций АО "Астана-Финанс" принадлежат указанному пенсионному фонду, в то время как согласно пруденциальным нормативам пенсионных фондов размер инвестиций в голосующие акции эмитента должен составлять менее 10% от общего количества голосующих акций данного эмитента. Учитывая аффилированность большинства пенсионных фондов с различными финансовыми структурами, можно предположить, что такой случай не единственный на рынке.

Немаловажной проблемой на текущий момент являются и объекты инвестирования активов пенсионных фондов.

По данным АФН, на 1 октября 2009 года доля местных ценных бумаг в портфеле пенсионных фондов составляла 38% от совокупного инвестиционного портфеля, или 665 млрд тенге, при этом доля облигаций - 27,28%, или 470 млрд тенге, доля акций - 11,29%, или 195 млрд тенге. Суммарная номинальная стоимость облигаций, по которым были допущены дефолты казахстанскими эмитентами, составляет 209 млрд тенге, или 44% от облигационного портфеля пенсионных фондов. Справедливости ради (или в утешение) необходимо отметить, что 95 млрд тенге (из дефолтных 209 млрд) - это облигации АО "Астана-Финанс", которые частично были размещены также среди международных инвесторов.

Как известно, казахстанская пенсионная система основывалась на принципах чилийской модели. Есть ли у нее альтернативы?

Если рассматривать международный опыт, то, к примеру, европейская и американская модели социального обеспечения также испытывают трудности по мере старения нации. В этом отношении пристального внимания заслуживает сингапурская модель, и не только потому, что она позволила решить вопрос пенсионного обеспечения своих граждан, но и обеспечить их жильем, медицинским обслуживанием, образованием и другими социальными благами. Разумеется, далеко не все инициативы, воплощенные в Сингапуре, могут быть применены в сегодняшнем Казахстане, но принципы, безусловно, могут быть заимствованы.

С приобретением Сингапуром независимости перед новоиспеченным государством встал ряд неотложных задач, основной из которых было обеспечение социальной стабильности в обществе, состоявшем из иммигрантов различных национальностей. Решением стало развитие и укрепление института частной собственности через обеспечение населения жильем. Еще в 1955 году колониальным правительством был создан Центральный фонд социального обеспечения (Central Provident Fund, CPF) как пенсионный сберегательный фонд, в который работник и работодатель вносили каждый по 5% от суммы заработной платы работника.

Важная деталь: гражданам разрешалось использовать часть своих сбережений в фонде для уплаты первоначального 25%-ного взноса и осуществления дальнейших выплат по жилищному займу, который гражданин получал на приобретение бюджетного жилья, строящегося государством. Данное решение было принято ввиду того, что в 1964 году попытка правительства обеспечить население недорогим жильем на условиях выдачи жилищных займов под низкие проценты на 15 лет при 25%-ном первоначальном взносе провалилась, так как у большинства сингапурцев не было денег на первоначальный взнос. Ставка отчислений в фонд оставалась на уровне 5% на протяжении 13 лет.

После 1968 года ставки отчислений постепенно увеличивались и к 1984 году достигли 25% как для работника, так и для работодателя. В перспективе по мере накопления пенсионных отчислений использование части средств можно было бы разрешить и у нас и только для финансирования приобретения бюджетного государственного жилья, чтобы исключить вероятность перегрева на рынке недвижимости и других вероятных манипуляций. Если допустить это, то, возможно, больше граждан будут мотивированы осуществлять отчисления в полной мере. Не секрет, что многие работники до сих пор получают неофициальную заработную плату (зачастую по инициативе работодателя, который желает платить меньше налогов и отчислений).

Но вернемся к сингапурской модели. Поскольку норма накоплений быстро росла, правительством Сингапура было принято решение разрешить использование излишних накоплений на счетах фонда на частичное покрытие медицинского обслуживания и на оплату образования. В 1978 году правительство разрешило гражданам использовать средства фонда в качестве личного сберегательного счета для инвестирования. Д

ля этого были выделены специальные субсчета, отдельные от основного пенсионного счета вкладчика. Для активизации самостоятельного инвестирования гражданами правительство в 1978 году выводит на биржу акции государственной компании Singapore Bus Services, которая занималась автобусным сообщением, и позволяет гражданам приобрести на свои счета в фонде акции данной компании, установив лимит в 5000 сингапурских долларов. Важным является тот факт, что решение по инвестированию принималось самими гражданами. Более того, излишки доходов по данным инвестициям могли быть изъяты вкладчиком.

 Намного позже было разрешено инвестировать активы в частные коммерческие и промышленные объекты: акции предприятий, золото и акции инвестиционных фондов, когда система уже была состоявшейся и это не угрожало текущим пенсионным накоплениям. Здесь хотелось бы обратить внимание, что Сингапур на протяжении долгих лет инвестировал пенсионные средства только в надежные инструменты. У нас, к сожалению, ситуация иная, как было проиллюстрировано выше в структуре инвестиций пенсионных фондов. Данный консервативный подход можно было бы позаимствовать у Сингапура и не идти на поводу у лоббистов, которые выступают за увеличение инвестирования пенсионных активов в местные проекты под девизом программ по развитию реального сектора.

Проекты должны выбираться точечно и очень скрупулезно. Также было бы целесообразно в перспективе разрешить часть средств использовать самому вкладчику на инвестирование в те инструменты, в которые он посчитает нужным. Данная мера послужила бы толчком для повышения финансовой грамотности населения. Пока человек сам не будет вкладывать средства и не будет ответственным за результат инвестирования, о повышении финансовой грамотности можно говорить только в долгосрочном периоде.

При всей кажущейся либеральности использования вкладчиками денежных средств из сингапурского фонда стоит отметить, что сбережения, накопленные вкладчиком фонда на его основном пенсионном счету, не могли быть использованы им до момента выхода на пенсию. Активы, в том числе и жилье, приобретенные за счет сбережений, не могли быть использованы для покрытия долгов и судебных исков. По мнению г-на Ли Куан Ю (идеолога большинства реформ и лидера страны на протяжении нескольких десятилетий), "такая система социального обеспечения и частного домовладения обеспечила политическую стабильность в течение 30 лет".

Безусловно, уроки кризиса будут вынесены. Вселяет оптимизм и то, что в мире существуют альтернативные модели пенсионной системы, которые уже показали свою состоятельность, несмотря на периодически повторяющиеся экономические кризисы. Задачей-минимум для Казахстана является разработка механизмов защиты пенсионных накоплений от реализации риска конфликта интересов, возникающего ввиду частной собственности на пенсионные фонды и аффилированности НПФ с финансовыми учреждениями.

Источник: Бизнес&Власть

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .