136679 Основные игроки не в силах насытить всех желающих потребителей топлива ➨ Читайте больше на NUR.KZ Экономика и бизнес

Из-за снижения импорта казахстанские производители ГСМ работают на пределе

Усилившийся ажиотаж на рынке горюче-смазочных материалов дошел до того, что основные игроки не в силах насытить всех желающих потребителей топлива имеющимися в наличии "тремя хлебами".

Фото: liter.kz

Кризисная ситуация привела к тому, что цистерны с топливом с нефтеперерабатывающих заводов не успевают вовремя прийти во многие регионы страны. Населенные пункты либо сохнут без горючего, либо вынуждены покупать его втридорога, либо стоят в очередях.

Нефтяная страна, сильно зависящая от импортного бензина, - такой парадокс достался в наследство Казахстану от прошлого, и он не был ликвидирован за 18 лет. Попросту имеющиеся три нефтеперерабатывающих завода не имеют возможности производить в достаточном количестве высокооктановый бензин. Все же они строились в расчете на сельскохозяйственные нужды Казахской ССР. А Павлодарский нефтехимзавод вообще ориентирован на производство продукции из российской нефти, стоимость которой ориентирована на мировые цены.

Собственно, из-за того что нефть неудержимо растет в цене, и весь сыр-бор. Российские госорганы не настолько щепетильны в ценовой политике, как их казахстанские коллеги, и они держат верхнюю ценовую планку отпускаемого в розницу бензина на более высоком уровне, чем у нас. Сегодня разница составляет 50-60 тг. В России на 92-й и 93-й бензин сейчас цена 115-118 тг. Это самая ходовая марка, которая практически у всех поставщиков бензина занимает пятидесятипроцентную долю.

По этой причине импорт российского бензина значительно снизился, хотя наши заводы не покрывают внутренних потребностей. Действительно, 40 процентов высокооктанового бензина завозится из России.

Надо сказать, что существующий дефицит образовался из-за того, что у нас уровень цен ниже, чем в России, завозить сюда топливо невыгодно. Однако можно предположить обратный переток, когда казахстанские нефтепродукты теми или иными способами уходят на север.

Не в силах предпринять что-либо для насыщения казахстанского рынка недорогим топливом правительство пошло на осторожную меру: с 31 октября Агентством по регулированию естественных монополий  (АРЕМ) принято решение о повышении на 12 процентов оптовой стоимости высокооктанового бензина для компаний, занимающих доминирующее или монопольное положение на рынке.

Отметим, что в госреестр субъектов, занимающих доминирующее или монопольное положение на рынке АЗС, включены "Гелиос", Торговый дом "КазМунайГаз" (ТД КМГ), ТД "ПетроКазахстан" и "Петро Казахстан Кумколь Ресорсиз". Их совокупная доля превышает 50 процентов рынка.

Интересно, что незадолго до этого представители национальной нефтегазовой компании "КазМунайГаз" заявляли о своей позиции в вопросе повышения цены. По их мнению, оптовая цена высокооктанового бензина должна быть на уровне 80-85 тг за литр.

В результате решения регуляторов сети АЗС "КМГ" и "Sinooil" повысили цены на бензин АИ-93 до 88-90 тг за литр. Более того, национальному оператору позволили поднять цены на все виды топлива: у КМГ подорожал даже социальный вид топлива - 80-й бензин, хотя он не считается высокооктановым. Остальным доминантам такой вольности не позволили, в результате у того же "КазМунайГаза" цена стала 60 тг за литр восьмидесятого, а "Гелиос" держит ее на прежнем уровне (53 тг).

Любопытен феномен, который возник на казахстанском рынке после введения регулирующими органами новых правил по бензиновой цене. Как отмечает статистика, сейчас оптовая цена выше розничной. Более того, разрешение о повышении цен доминатов на 12 процентов на деле коснулось не всех компаний.

Тут надо пояснить: поскольку бензина для реализации в Казахстане производится недостаточно, оптовая цена для доминантов рынка погоды не делает: они реализуют топливо через свои сети АЗС.

В результате на фоне того, что средняя рыночная цена на самую популярную марку бензина АИ-93 сложилась на уровне 90 тг за литр и его реализация составляет около 50 процентов продаж у любого поставщика нефтепродуктов, цена на данный вид топлива в сетях, имеющих ограничения доминантов, составляет 75 тг за литр.

Низкая цена 2-3 сетей АЗС привлекает покупателей, из-за чего, скажем, у того же "Гелиоса", объемы продаж бензина выросли в несколько раз.

- На автозаправочных станциях образуются километровые очереди. Бензовозы не успевают подвозить топливо, поэтому приходится ограничивать продажи. Когда уровень в резервуарах подходит к определенному критическому показателю, АЗС начинает отпускать топливо по талонам, поскольку это уже проплаченные объемы. А те люди, у которых нет талонов и смарт-карт, начинают возмущаться, возникает негатив, - заявили представители компании "Гелиос".

Низкая цена 2-3 сетей АЗС привлекает покупателей, из-за чего, скажем, у того же "Гелиоса", объемы продаж бензина выросли в несколько раз

При такой нагрузке часто выходит из строя оборудование, ломается автотранспорт, не выдерживают люди (персонал АЗС, нефтебаз, водители бензовозов), происходят потасовки между клиентами, тем самым создается чрезвычайно опасная обстановка. Такая ситуация неизбежно в скором времени приведет к парализации многих автозаправочных станций, спецтехники (бензовозов) и топливохранилищ (нефтебаз).

В результате по всему Казахстану может возникнуть такая ситуация, которая в последние недели сложилась в Караганде, Шымкенте и Актобе, куда попросту не успевают приехать цистерны, поэтому случаются задержки с поставкой топлива на АЗС до двух дней. Со стел даже сняли цены, поскольку топлива все равно нет. Компания терпит убытки и предупреждает, что в таком режиме она просто не сможет работать в дальнейшем.

Проведенный некоторыми СМИ соцопрос населения показал: большая часть потребителей считает, что данная ситуация связана с ценовым сговором в сети АЗС. Однако насколько данная ситуация действительна? Сегодня в Казахстане насчитывается более 4000 АЗС, из которых подавляющее большинство - заправки. Насколько реально договориться такому большому количеству игроков? Опять же цены на сегодняшний день у большинства игроков абсолютно разные, что также не может говорить о сговоре. Но самый главный факт - нехватка импорта топлива, которая никак не зависит от самих участников рынка, а напрямую зависит от интересов по ценам на внутреннем рынке. Проверки остатков топлива фискальными органами также не выявили крупных нарушений. Также многие чиновники подтверждают, что ажиотаж не имеет под собой оснований. Так, может, лучше вернуться к вопросу о рассмотрении рыночных методов регулирования рынка нефтепродуктов, нежели принимать запаздывающие кардинальные меры?

Выходом тут могло быть осторожное, постепенное выравнивание цены. Действительно, компании не должны работать себе в убыток, кроме этого, должны развиваться и осваивать новые технологии. Ведь мы, автолюбители, не хотим заправляться, как в былые времена, на старых "обшарпанных" АЗС, с грязной территорией со старой технологией и умолять "королеву бензоколонки" отпустить бензин…

Источник: Литер

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 7

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .