Финансы
134574 Дефицит топлива "охватил" всю республику - с юго-востока до самого северо-запада ➨ Читайте больше на NUR.KZ Экономика и бизнес

Бензиновый кризис захватил весь Казахстан

Еще неделю назад в правительстве считали, что дефицит бензина - это проблема южных областей. То есть не глобальная, а местная.

Фото: economlu.ru

Но на всякий случай несколько поручений было спущено вниз. Из астанинских кабинетов не сразу заметили, как дефицит топлива "охватил" всю республику - с юго-востока до самого северо-запада - и привел к росту цен на все виды бензина. Сейчас проблемы с заправкой ощущаются уже и в тех областях, где традиционно превалировал российский бензин. Например, в Актобе и Костанае. Но правительство не дремлет. Вчера было найдено простое решение. Оказывается, с дефицитом и дороговизной топлива нужно бороться повышением цен на него. Министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев считает, что цены на ГСМ в Казахстане должны быть повышены. Потому что сейчас они на 40 процентов ниже российских. Только он не уточнил, какие цены собирается повышать правительство: те, которые значатся в ведомственных отчетах, или те, которые уже давно на заправках?

В Актобе на одних заправках - ажиотаж, на других - тишина. Это определяется тем, какой бензин реализует АЗС: российский дороже, казахстанский дешевле. В первом случае, естественно, спрос минимальный, а во втором - нервный срыв.

Потому что талонная система не реагирует на живую очередь, тут продавцу главное успеть отработать заключенные ранее договоренности. У руководства этих АЗС своя головная боль: при повышенном спросе всплывают недочеты по логистике, бензовозы не успевают курсировать между нефтебазами и заправками, сказывается и недостаточная техническая оснащенность специализированных авто.

Эти вещи попытался разъяснить журналистам заместитель начальника межрегиональной инспекции Агентства РК по защите конкуренции Малик Мадьяров на очередном информационном часе, организованном в областном акимате. Сразу скажем, что данная инспекция курирует Актюбинскую и Западно-Казахстанскую области.

- Наша работа заключается в том, что мы ежедневно проводим мониторинг розничных цен на рынке ГСМ в разрезе АЗС. Розница на территории Актюбинской области представлена 15 субъектами, наиболее крупными из них являются филиалы акционерных обществ "КазМунайГаз", "Гелиос" и товарищества "Sino oil", "Мунай Сервис лтд" (АЗС "Заман"). При этом по реализации бензина и дизельного топлива в государственном реестре субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение в Казахстане, состоят "Sino oil" и "Гелиос". В географических границах Актюбинской области преобладают "Sino oil" и "КазМунайГаз". Необходимость повышения цен на реализуемую продукцию они должны согласовывать с департаментом по регулированию естественных монополий.

Анализ реализации ГСМ за первое полугодие показал, что объем импорта бензина и дизельного топлива российского производства за данный период составил 63 процента и 51 процент соответственно. Остальной объем в область поступает от казахстанских производителей.

Цены на горючее начали расти в июне нынешнего года, что продолжается и на сегодняшний день. Сейчас в среднем бензин марки АИ-80 стоит 59,6 тенге за литр, АИ-92/93 - 87,7 тенге, АИ-95/96 - 95,7 тенге, дизельное топливо - 64,8 тенге за литр.

В сравнении с показателями июня наблюдается повышение в среднем на 24,7 процента бензина марки АИ-80, АИ 92/93 - на 32,5, АИ 95/96 - на 14,3 и на 0,9 процента - дизельного топлива.

Повышение в первую очередь связывают с ростом оптовых цен на нефтепродукты в Российской Федерации. Соответственно, на АЗС, реализующих горючее российского производства, наблюдается повышение цен. На АЗС, торгующих ГСМ казахстанского производства, цены не повышались.

- Дорогой бензин из России можно завозить, с июля поднялась пошлина на его вывоз из РФ, что отражается и на ценах в Актюбинской области.

Субъекты рынка осторожничают, потому что в прошлом году такая ситуация уже была: завезли дорогой бензин, а цена потом упала, поэтому завозят в небольших объемах, - заметил  Мадьяров.

Не раз было подчеркнуто, что сложившаяся ситуация характерна не только для Актюбинской области, она наблюдается по всему Казахстану.

Ожидаемый результат от временного запрета на вывоз в том, что за это время произойдет насыщение внутреннего рынка.

- Результаты, естественно, будут не сразу, но ждем. Сейчас покрываются потребности, но и создается резерв, - сказал замначальника антимонопольной инспекции.

В свою очередь антимонопольным органом на постоянной основе проводится мониторинг цен на рынке нефтепродуктов на предмет выявления и пресечения признаков ценового сговора на данном рынке. В случае подтверждения фактов антиконкурентных соглашений или согласованных действий, запрещенных антимонопольным законодательством, инспекцией, согласно нормам нового закона РК "О конкуренции", будут приняты меры реагирования, в том числе передача материалов в правоохранительные органы для применения процессуальных мер согласно статье 96 Уголовного кодекса РК.

Источник: Литер

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 4

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .