Финансы
132770 Фото: redom.ru Автопром и рынок автомобильного ритейла попали в число... ➨ Читайте больше на NUR.KZ Экономика и бизнес

Нынешний год может оказаться самым непростым для автомобильного рынка Казахстана

Фото: redom.ru

Автопром и рынок автомобильного ритейла попали в число отраслей, влияние мирового финансового кризиса на состояние которых оказалось наиболее тяжелым. Непростые времена переживают как автомобильные концерны, так и их дилеры, работающие в разных странах мира. Казахстан не стал исключением из общего тренда: официальные продажи автомобилей в республике снижаются, а некоторые бренды и вовсе демонстрируют заметное падение сбыта. Делать прогнозы относительно того, когда следует ждать стабилизации, большинство дилеров не берется.

Мировой автопром уходит в пике

На фоне усугубления финансового кризиса продажи легковых автомобилей во всем мире падали рекордными темпами - только за первый месяц этого года в Европе продажи машин сократились на 26% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года, а на рынке США падение составило 37%.

По оценкам экспертов, продажи автомобилей в США упали до уровня 1982 года, когда население страны было почти на треть меньше, чем сегодня. Со снижением спроса на американском рынке столкнулись практически все бренды, за исключением южнокорейских Hyundai и Kia, интерес к которым, напротив, начал расти.

В условиях, когда заработки среднестатистических граждан заметно сократились, а перспектива безработицы маячит перед все большим количеством семей, покупка нового автомобиля все чаще кажется если не роскошью, то шагом, от которого можно отказаться в пользу более насущных потребностей. Не приходится удивляться, что такой расклад вызвал спад в производственном секторе.

Как полагают эксперты, в сложившихся условиях у автоконцернов есть один выход - объединяться с конкурентами или создавать совместные предприятия. Одна из характерных иллюстраций этого тезиса - судьба немецкого концерна Opel, купленного недавно канадской Magna International в партнерстве со Сбербанком России.

По мнению аналитика Nomura International Майкла Тиндалла, слияние позволит автопроизводителям сократить расходы на исследования и разработки, и все же ни один союз не превратит неприбыльные компании в преуспевающие. Откровенно скептически к идее слияния относится глава Renault и Nissan Motor Co Карлос Гон, отмечающий, что пока ни одно объединение автоконцернов не стало успешным. Он полагает, что сегодня автопроизводителям следует заключать альянсы на условиях, согласно которым каждая компания будет сохранять автономию, но при этом получит часть акций другой компании. Такая политика, считает Карлос Гон, поможет компаниям пережить кризис.

Наиболее сильный удар пришелся на американский автопром

Наиболее сильный удар пришелся на американский автопром. В начале года, в частности, продажи General Motors и Ford по сравнению с соответствующим периодом 2008 года упали соответственно на 49% и 40%. 30 апреля о техническом банкротстве объявил третий по величине автопроизводитель США концерн Chrysler, в портфеле которого наряду с одноименным брендом представлены Jeep и Dodge.

В июне итальянский автоконцерн Fiat завершил сделку по приобретению активов обанкротившейся американской корпорации, в результате чего была сформирована новая компания Chrysler Group, образование которой также соответствует тезису о развитии сделок слияния. Сумма сделки оценивается в $2 млрд, Fiat, согласно условиям сделки, контролирует долю в 20%. На 68% вновь образованную компанию контролирует профсоюз автопромышленников и его фонд медицинского страхования. 1 июня примеру Chrysler последовал американский автомобильный гигант General Motors, в активе которого числились бренды Cadillac, Chevrolet, GMC, Pontiac, Hummer, GM Daewoo, Saab, Holden, Opel, Saturn, Wuling, Oldsmobile.

Банкротство происходило в рамках плана правительства Барака Обамы по сжатию производства до приемлемых размеров и передаче большей части акций государству. Убытки Ford Motor по итогам прошлого года составили $14,6 млрд; в прошлом же году компания продала культовые британские марки Jaguar и Land Rover индийской компании Tata за $2,3 млрд. При этом сделкой недовольны остались и британцы, и американцы, ведь в свое время только "Ягуар" обошелся американской компании при покупке в $2,5 млрд. Еще $2,9 млрд в 2000 году стоил Land Rover.

На вопрос, почему Ford продешевил при продаже британских активов индийцам, эксперты ответили, что почти за 20 лет на бренде Jaguar американцы потеряли более $15 млрд. Land Rover, в модернизацию которого Ford вложил немалые средства, в последние годы даже стал приносить небольшую прибыль, однако в кризисные времена американцам оказались жизненно необходимы оказались наличные, и марку выставили на продажу.

В Германии, где базируются шесть крупнейших автоконцернов, первым наступление тяжелых времен ощутил вышеназванный Opel

Достаточно сложно складывалась ситуация на рынке Европы. В Германии, где базируются шесть крупнейших автоконцернов, первым наступление тяжелых времен ощутил вышеназванный Opel, "дочка" GM. На протяжении долгого времени ситуация вокруг Opel оставалась неясной, но, по данным за II квартал нынешнего года концерну удалось увеличить число проданных в Германии машин на 45%, что стало лучшим показателем концерна с 2000 года; особенно хорошо продавались модели Corsa и Insignia.

Передряг, связанных с кризисом, не удалось избежать и другим немецким автомобильным гигантам. Объем продаж Daimler AG (Maybach, Mercedes Benz, Smart) в начале нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 2,8%, в конце прошлого года компания приобрела 10% акций российского КамАЗа за $250 млн сразу и $50 млн на период до 2012 года. Продажи BMW Group (BMW, Mini, Rolls Royse) сократились на 4,3%, до 1,4 млн единиц. Незначительно, на 1,1%, увеличил продажи Volkswagen.

Тем не менее в целом снизившиеся показатели сбыта заставили администрации автоконцернов ввести укороченную рабочую неделю. Рецессия в автомобильном производстве напрямую отразилась на компаниях, выпускающих комплектующие, некоторые из них были вынуждены объявить себя банкротами. Угрожающая ситуация сложилась в автомобилестроении

Источник: Панорама

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .