Финансы
127428 Заканчивается действие моратория на проверку МСБ ➨ Читайте больше на NUR.KZ Экономика и бизнес

Казахстанские предприниматели с тревогой ожидают 1 июля

Казахстанские предприниматели с тревогой ожидают 1 июля. Именно в этот день заканчивается действие моратория на проверку малого и среднего бизнеса (МСБ), объявленного президентом в конце 2007 года

Рисунок: expert.ru
Оправдал ли себя запрет на проверки? У чиновников и предпринимателей мнения по этому вопросу противоположные.

Результаты скромные

К примеру, начальник управления предпринимательства и промышленности Алматы (где сконцентрирована основная часть МСБ) Бахытжан Сапиев оптимизма не высказывает:

- С момента введения моратория на проверки малого и среднего бизнеса ситуация кардинально не поменялась. Ожидания по увеличению объема поступлений в бюджет и выходу бизнеса из "тени" не оправдались. За 2008 год количество активных субъектов МСБ сократилось на 1,1 процента, численность работающих - на 6,1, выпуск продукции - на 14,2 процента. Поступления в местный бюджет составили 161,7 млрд. тенге, но увеличились они не за счет вышедших из тени нелегалов, а за счет вновь зарегистрированных субъектов МСБ.

В общем, все показатели, по словам господина Сапиева, со знаком минус. (Тут, конечно, нужно напомнить, что именно с 2007 года в Казахстане и начался кризис. Поэтому при сравнении показателей за разные годы этот фактор является весьма существенным. - Ред.).

А вот в чем начальник управления и предприниматели едины во мнении: мораторий - не панацея, если параллельно не вносятся изменения в законодательные акты. Потому как при действующем законодательстве мораторий - мера вынужденная и своевременная. Система государственного контроля, по мнению господина Сапиева, сегодня излишне жесткая по отношению к добросовестным предпринимателям и совершенно неэффективна к недобросовестным. Контроль носит не превентивно-профилактический характер, а карательный. Что не поощряет бизнес к законопослушности и не позволяет предпринимателям защитить свои права.

Господин Сапиев предлагает следующие меры:

1. Существующие процедуры регистрации, перерегистрации, реорганизации, получения разрешений упростить, сократить по времени, перевести их на бесплатную основу.

2. Изменить существующую систему проверок. Основанием для проверки могут быть: заявление предпринимателя об открытии, реорганизации, закрытии предприятия, жалобы потребителей. Для налоговиков - постановка на учет, потеря связи с налогоплательщиком более двух отчетных периодов, снижение поступлений в бюджет свыше 30 процентов.

На одну единицу МСБ у нас приходится до 56 государственных структур, контролирующих, регулирующих, указующих. И все они в предвкушении выстроились у стартовой полосы в ожидании 9 часов утра 1 июля. Законодательная неопределенность позволяет им проводить проверки без серьезной мотивации, вне графиков и закидывать предпринимателей административными взысканиями.

А вот аким Алматы Ахметжан Есимов на жизнеспособность малого и среднего бизнеса смотрит более оптимистично. Для предпринимателей города предусмотрено выделение кредитов на общую сумму 50 млрд. тенге по ставке 14 процентов годовых. Созданный при акимате Деловой совет отстоял немало важных нововведений для МСБ. В частности, для снижения административных барьеров предполагается сокращение времени регистрации собственников с 19 до 12 дней, стоимости этой услуги - с 26 до 20 тысяч тенге, сокращение времени на открытие предприятий с 12 до 6 дней, стоимости этой услуги - с 15 до 11 тысяч тенге, сокращение сроков получения разрешений на строительство с 231 до 81 дня.

Как преодолеть взаимное недоверие?

У директора центра обслуживания предпринимателей "Секрет+Сервис" и Алматинской ассоциации предпринимателей Владимира Ермакова несколько иные цифры и аргументы:

- Несмотря на кризис, в республике не наблюдается резкого снижения поступлений в госказну. Но зато меньше предприятий уходило в "тень" (почти треть их приостановили активную деятельность). И если государство заинтересовано в преодолении кризиса малой кровью, необходимо остановить процесс замораживания производства.

В Алматы, где МСБ составляет почти треть от республиканского, поступления в бюджет от предпринимательства составляют более 60 процентов, но в других регионах этот показатель значительно меньше, поэтому средняя по стране цифра налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в казну составляет всего 16-18 процентов. В стране, где первую скрипку играет нефтегазовый, добывающий сектор, естественно, что больше внимания уделяется тому, от кого больше отдача. Это в Европе, Азии, где нет ни нефти, ни газа, малый бизнес имеет особый авторитет, нам-то что напрягаться. Однако в сырьевых отраслях занято не более десятой части трудоспособного населения, как жить остальной? Эту задачу и мог бы решить малый и средний бизнес: занятость людей, снижение отчислений на пособия по безработице, компенсации, затраты на обучение и переобучение безработных. Одним словом, малый и средний бизнес способствует сохранению социального спокойствия в стране. Как-то это мы еще недопонимаем.

Повышенное внимание МСБ уделяется в кризисные времена. Но вот уже на протяжении 18 лет взаимные претензии государства и предпринимателей остаются на прежнем уровне.

К примеру, настаивают предприниматели на налоговых каникулах для начинающего бизнеса, как это принято в других странах. А правительство - им: были вам уже налоговые каникулы, так вы норовили государство обмануть. Действительно, в начале 1990-х МСБ в течение двух лет работал на себя, через два года ушлые ребята банкротились, закрывались, чтобы через пару месяцев открыть новую фирму с тем же персоналом и теми же стульями… Таких предпринимателей было мало, но они подпортили имидж всего бизнеса. Тогда кто-то из законопослушных бизнесменов выдвинул идею: государству брать имущество МСБ как бы в залог на период налоговых каникул, и если предприятие объявляет себя банкротом, то государство экспроприирует у него имущество на сумму невыплаченных налогов.

Даже Ассоциация предпринимателей не опровергает фактов лжебанкротства, но таковых среди всей массы предпринимателей мизерное количество, как, впрочем, и среди госслужащих попадаются нечестные люди. Недаром финполиция задерживает нечистых на руку чиновников с методичностью часового механизма. Но, вместо того чтобы направить свою энергию на выявление недобросовестных предпринимателей, под обструкцию попали все подряд.

- Есть подозрение, что самим контрольным органам теневой бизнес выгоден, - говорит Владимир Александрович. - Пока проверки будут носить карательный, а не профилактический характер, коррупцию мы не изживем. Потому что из 56 проверяющих кто-нибудь да найдет хоть маленькое нарушение.

Ассоциация уже согласна на частичные налоговые каникулы для тех предприятий, которые работают на производство продукции, а значит, выполняют программу импортозамещения. Действительно, для раскрутки даже маленького цеха нужно время, маркетинг, оборудование, на рынок производитель выходит, как правило, через несколько лет. Налог в такой ситуации выглядит как издевка. Это не торговля, не парикмахерская, не фитнес-салон, где наличные поступают уже после первого клиента. Тем более что реальным производством у нас занимается так мало людей, что погоды в казне они не делают. Но какой это будет стимул для патриотов! Увы, видимо, не нужны чиновникам патриоты.

Ну и, конечно, извечные проблемы с деньгами. Опять дадим слово господину Ермакову:

- Для развития МСБ нужна производственная и социальная инфраструктура. У нас же 1 киловатт-час присоединяемой электроэнергии стоит 60-70 тыс. тенге. Горводоканал провел реорганизацию, решил переоформить договоры, за что требовал отдельную плату. Когда выдавались деньги второго и третьего транша, банки отмалчивались, потом уже их заставили кредитовать малый бизнес. На поддержку 400 алматинских проектов выделено из бюджета 40 млрд. тенге. Но получили их в основном предприятия торговли и центры развлечений. Ассоциация не могла выбить деньги для мебельного производства, для создания красок по немецкой технологии. От производителей требуют такие залоги, что предприниматель не берет кредит под 12,5 процента. В США для малого бизнеса предусмотрено 0,5 процента, в Японии вообще беспроцентный кредит.

Давайте жить по меморандумам

Удивительная страна Китай: по наблюдениям иностранных журналистов, Поднебесная не только не страдает от мирового кризиса, но и процветает. Хотя в прошлом году экономика Китая стояла на грани краха. Потому что была ориентирована исключительно на внешний рынок. Но сегодня внешний рынок сжался для всех экспортеров. И китайцы переориентировались на внутренний рынок, который, как известно, является гигантским. Результат: в то время как в других странах останавливаются крупнейшие заводы, в Китае рост производства составляет 9 процентов. Но переориентирование сопровождалось снижением цен на предметы первой необходимости. И теперь китайцы приобретают товары друг у друга. За границей же закупают подешевевшие энергоносители и обанкротившиеся банки Европы. Специалисты подсчитали, что лет через 10 Китай будет владеть 20 процентами всей мировой банковской системы. Кстати, и российские экономисты призывают свое правительство скупать на Западе новейшие технологии, пока они продаются, и недорого.

К слову, Ахметжан Есимов признался, что в условиях спада деловой активности и платежеспособного спроса задача государства - стимулировать внутренний спрос путем приобретения товаров и услуг на собственные нужды. Давайте, как китайцы, покупать свое, родное. Правда, тут имеются в наличии два скользких момента. Во-первых, нас так долго учили любить импортные потертые джинсы, что отечественные товары или продукты вроде уже и покупать непрестижно. Второе - казахстанские предприниматели любят предлагать правительству для поддержки малого бизнеса радикальные меры: или совсем закрыть границу для товаров-аналогов, или поднять таможенные сборы так, чтобы импорт на самой границе захлебнулся.

Ассоциация предлагает заключить меморандум между предпринимателями и контролирующими органами: предприниматели исправно платят налоги, выполняют все требования законодательства, а фискалы им не перекрывают кислород и занимаются теми, кто работает вне правового поля. А мы предлагаем другой меморандум между отечественными производителями и потребителями: мы приобретаем все наше, но цены при этом не растут. Между прочим, по собственному опыту знаю: наши продукты питания намного вкуснее и безопаснее некоторых привозных.

В статье: Новости Алматы

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .