Финансы
122987 Такое суждение основывается на финансово-экономическом положении компаний, которые традиционно закладывали бюджеты на обучение сотрудников Экономика и бизнес

В этом году спрос на корпоративные тренинги упадет на 70%

Казахстанские эксперты прогнозируют сокращение в этом году спроса на корпоративные тренинги до 70%.

Для того, чтобы сплотить команду, нужно будет искать новые методы. Изображение: piter.com
"Рискну предположить, что сокращение составляет сегодня около 50%, возможно, до конца года произойдет падение еще на 20%", - сказала "&" президент Клуба бизнес-тренеров Казахстана Майя Цыганенко. Причем такое суждение, по ее словам, основывается на финансово-экономическом положении компаний, которые традиционно закладывали бюджеты на обучение сотрудников и имели четкие количественные планы по обучению персонала.

"В основном это крупные и средние компании в таких отраслях, как банковский сектор, ритейл и т. п., то есть там, где традиционно генерировались большие прибыли, - рассказывает она. - В нынешних же условиях фактически все подобные компании бросились сокращать бюджеты, что сразу привело к снижению спроса, который продолжает свое падение".

Гендиректор компании Renome Plus, директор информационного портала seminar.kz Алия Кадралиева также говорит о резком сокращении спроса на рынке тренинговых услуг. "Во многих компаниях буквально не хватает денег на обучение", - отметила она в беседе с "&". Клиенты, на ее взгляд, стали более требовательны и хотят выжать максимум из сделки.

"В итоге выигрывает та компания, чей персонал обладает большим опытом и умениями, - добавляет топ-менеджер. - Возрос уровень конкуренции, и это понимают все. Именно поэтому многие компании идут на развитие институтов внутреннего обучения, наставничества". В целом г-жа Кадралиева отмечает, что, несмотря на сокращение объема рынка краткосрочного обучения, сам процесс не остановился.

Директор Института системных бизнес-технологий "СТС", бизнес-тренер Сагадат Сабитова убеждена, что корпоративные тренинги востребованы больше, чем открытые. И на увеличение спроса, считает она, повлиял именно кризис. "Компании стали тщательно контролировать финансы и хотят за свои деньги получить конкретный результат, - говорит она "&". - На открытом тренинге дается какая-то общая программа, но проблемы-то у компаний разные. А корпоративное обучение разрабатывается под конкретный запрос компании с учетом имеющихся у нее проблем, целей, задач".

Однако г-жа Цыганенко считает, что корпоративные тренинги больше не рассматриваются как преимущество для компаний, и все чаще в запросах заказчиков можно встретить спрос на открытые форматы, когда от компании участвуют 1-2 человека, которые, скорее всего, рассматриваются как ключевые и с которыми связаны определенные ожидания руководства.

"Сегодня востребованы такие темы, о которых раньше в компаниях и слышать не хотели: "Системное мышление в бизнесе", "Применение системного подхода в развитии ключевых бизнес-технологий", "Управление знаниями в компании", - утверждает г-жа Сабитова. - Бизнесмены начали понимать, что при "лоскутном" мышлении плачевный результат их деятельности неизбежен".

Г-жа Кадралиева рассказывает, что часто поступают запросы на тренинги, связанные с оптимизацией деятельности, сокращением затрат, повышением эффективности. По ее словам, подобная реакция заказчиков вполне обоснована. "Как обычно, востребованы программы по продажам, - добавляет эксперт. - Также увеличивается спрос на сертификационные программы, думаю, это связано с общей ситуацией на рынке труда и желанием повысить свою конкурентоспособность. Это же относится и к курсам иностранных языков, здесь почти нет падения спроса".

Цена вопроса

Поскольку расходы со стороны заказчика сокращаются, то логично предположить, что и цены на тренинги также будут снижаться. Однако, как сообщила г-жа Цыганенко, местные провайдеры пока оставляют цены на прежнем уровне. По ее словам, есть российские компании, которые почти на 50% снизили свои расценки. "Ситуация со снижением спроса на тренинговые услуги в России и Украине представляется гораздо более серьезной, чем у нас, - комментирует бизнес-тренер. - Как следствие, все больше российских и украинских компаний пытаются проникнуть на казахстанский рынок".

Г-жа Кадралиева не наблюдает ни падения, ни роста цен. "Могу отметить, что некоторые тренинговые компании стали более гибкими в условиях оплаты, в объеме услуг, - говорит она. - Так, сейчас все чаще в стоимость тренинга входит его детальная адаптация к потребностям бизнеса, анализ потребностей обучения и т. д.".

Стоимость тренингов отечественных бизнес-тренеров, по данным г-жи Цыганенко, оценивается от 200 тыс. тенге за один тренинг и выше, тренеры ближнего и дальнего зарубежья берут, соответственно, больше - от $3000-4000.

"Волшебный пендель"

Майя Цыганенко отмечает еще одну важную тенденцию на рынке тренинговых услуг - появление клиентов, никогда прежде не использовавших обучение как инструмент воздействия на персонал.

"Я уже получила два заказа от таких клиентов. Они готовы нести расходы, лишь бы изменить ситуацию с людьми, заставить их шевелиться, стать проактивными. Своих сил и ресурсов у них уже не хватает. То есть если раньше в обслуживании клиентов можно было закрыть глаза и на хамство персонала, и на его некомпетентность, то сегодня уже слишком рискованно ставить свой бизнес в зависимость от неграмотных и несостоятельных сотрудников", - объясняет бизнес-тренер.

Всех не уволишь, но "перевоспитать" все-таки возможно. Этот факт хорошо коррелирует с тезисом, что системные ошибки бизнес допускал всегда, но вот проявились они именно сейчас, как будто "море обмелело и обнажило все неровности и непристойности дна". Получается, что теперь приходится эти задачи решать в ускоренном режиме в условиях сокращения ресурсов, сетует она.

Также сегодня приходится пересматривать формы и методы работы с клиентами в связи с сокращением расходов на обучение, утверждает г-жа Цыганенко. Место стандартных тренинговых программ занимают сокращенные дискуссионные форматы, главная цель которых - достижение определенных результатов, решение конкретных задач, развитие внутреннего потенциала сотрудников и т. п.

Сокращение корпоративных бюджетов, по словам г-жи Цыганенко, неминуемо приводит к переориентации на другие источники доходов, например на персональные бюджеты профессионалов. Другими словами, появляются люди, которые готовы учиться и платить за себя сами. "Недаром в бизнес-школах по всему миру фиксируется рост желающих получить степень МВА или повысить свою квалификацию", - подчеркивает бизнес-тренер.

Может, действительно, как признался один из участников Ассоциации бизнес-тренеров, с приходом кризиса будто бы получаешь "волшебный пендель", после которого берешься за то, на что раньше катастрофически не хватало времени?

Источник: Бизнес&Власть

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .