122726 Засуха в крупнейших странах-экспортерах может отразиться как на объемах поставок чая, так и на его цене Экономика и бизнес

Черный чай в Казахстане может подорожать

Черные сорта чая могут подорожать до рекордного уровня из-за засухи в крупнейших странах-экспортерах этой культуры.

Из Индии и Кении импортируется около 75% завозимого в страну чая

По информации АО "RG Brands" (торговая марка "Пиала", занимает около 30% рынка), это может отразиться как на объемах поставок чая, так и на его цене. "Именно поэтому мы всегда активно ищем альтернативные источники поставок", - сказал "&" технический директор компании Максат Киямбеков.

По словам одного из топ-менеджеров ТОО "TeaHouse" (торговые марки "Ассам", "Симба", "Индира", занимается фасовкой чая, 38% рынка), весь ассортимент подорожает, потому что из Индии и Кении импортируется около 75% завозимого в страну чая. "Непонятным остается вопрос "насколько", потому что чай - это биржевой товар и прогнозировать его стоимость очень сложно, - говорит он. - Я думаю, нам придется столкнуться с острым дефицитом сырья, которое составляет большую часть себестоимости конечной продукции. Свою роль сыграют и спекулянты, которые начнут скупать чай на биржах, а потом перепродавать его на "голодающий" рынок".

После девальвации цены на чай уже повысились на 10-25%. По мнению представителя компании-поставщика, пожелавшего остаться неназванным, некоторые производители и продавцы чая повысили цены несправедливо. "Они просто накинули те 25%, на которые вырос доллар, хотя часть затрат идет у них в тенге. Основные игроки на рынке, конечно, все просчитали, прежде чем принимать какие-либо меры", - поясняет он в беседе с "&".

По словам представителей сети GROS, после повышения цен казахстанцы не поменяли своих предпочтений в выборе продукции. Те новинки, которые по ценам оказались более доступными, не стали раскупаться лучше.

Казахстанский рынок чая насчитывает 7 ключевых игроков (занимают примерно 91% всего рынка), которые производят чайную продукцию из завезенного сырья или продают фасованный чай, произведенный в Индии, Кении или на Цейлоне. 9% - у мелких компаний, которые занимаются исключительно продажами.

По данным департамента таможенного контроля по г. Алматы, за 2 месяца 2009 года в Казахстан было ввезено 3697,9 т чая (на 14% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) на сумму более $12 млн (на 1,7% меньше аналогичного периода прошлого года).

"Проблема, которая существовала и существует на рынке всегда, состоит в том, что мы привязаны к доллару, оттого много теряем на конвертации. Цена, как правило, складывается за счет многих факторов - от котировок на чайной бирже до цен на растаможку груза", - рассказывает представитель чайной компании, пожелавший остаться неназванным.

"В сентябре прошлого года цены на чай пришлось немного повысить, так как подорожало сырье у индийских поставщиков, - рассказал "&" на условиях анонимности представитель компании "Алматинский чай". - Больше повышения с их стороны не было, но так как контракты наших компаний преимущественно долларовые, практически всем компаниям пришлось снова идти на повышение после девальвации. Нам приходится выслушивать упреки в свой адрес, потому как мы являемся отечественными производителями. Но ведь сырье, из которого производится чай, привозное". По его словам, после повышения цен спрос упал, но это временное явление, так как люди все равно не отказались от потребления чая.

Как рассказал "&" специалист торговой компании, игрокам, у которых налажено производство на территории Казахстана, в нынешней ситуации немного легче. "Если завозится нефасованное сырье и уже здесь проходит обработку, то расходы намного сокращаются. Компаниям, которые привозят чай в пачках, приходится оплачивать дополнительные пошлины. Деньги поставщикам нужно вносить своевременно, а сейчас возникает проблема неплатежей или их просрочек от дистрибьюторов и оптово-розничных сетей", - сетует он.

По словам представителя компании "Грин Хаус" (торговая марка Lipton, занимает 10% рынка), за последние несколько месяцев потребительский рынок несколько просел. "Есть опасения, что потребители могут уйти в нижний сегмент и будут выбирать менее качественные, зато дешевые сорта чая. Если раньше наши продажи росли на 25-30% в год, то в прошлом году - лишь на 6%. После девальвации многие поставщики сразу подняли цены, мы продавали старые запасы и оставили цены на прежнем уровне, отсюда 18-20%-ный рост продаж за февраль", - добавляет он. Главное, по его словам, сейчас не перешагнуть психологический ценовой барьер - это когда к продукции вообще перестанут подходить.

"Сразу после девальвации мы подняли цены на 15-20%, - рассказала "&" директор представительства в Алматы ТОО "Регион Трейд" (торговая марка "Гринфилд", занимает 10% рынка). - Однако после переговоров с прямыми поставщиками цены были снижены, и в итоге повышение составило 10-12%, а некоторые позиции остались на прежнем уровне".

Учитывая большую ликвидность чая, его очень часто подделывают, сказал "&" представитель чайной компании. Самое дешевое сырье пакуется в похожие пачки, которые на первый взгляд очень трудно отличить от оригинальных, и продается прямо с машин, пояснил он. "20 т можно продать за 14 млн тенге. Технология производства чая в целом выглядит несложной, и поэтому производителям приходится защищать свой продукт от подделок прежде всего инновационными решениями в упаковке. Это очень дорого, но отечественные производители стараются бороться с подделками", - говорит собеседник.

Между тем, по словам анонима, легальные компании никто не контролирует на предмет качества, которое часто зависит от порядочности производителя. "Чай приходит из-за границы в мешках, производитель может фасовать и писать на упаковке что угодно, - поясняет он. - Таким образом, то, что в Казахстане принято считать чаем высшего сорта, например, в Англии может чаем вообще не признаваться", - уверяет собеседник.

Источник: Бизнес&Власть
В статье: Новости Алматы

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .