Финансы
121949 Как утверждают эксперты, профессия коуча (от англ. coach – "тренер") особенно востребована в период кризиса Экономика и бизнес

Спрос на коучинг в Казахстане сегодня выше предложения

Спрос на коучинг (инструмент личностного и профессионального развития) в Казахстане сегодня выше предложения. Как утверждают эксперты, профессия коуча (от англ. coach - "тренер") особенно востребована в период кризиса.

Иллюстрация с perspektiva-s.ru
Возросший спрос на коучинг-сопровождение отмечают и директор Института системных бизнес-технологий, сертифицированный бизнес-тренер Сагадат Сабитова, и президент клуба бизнес-тренеров Майя Цыганенко. Такое мнение поддерживает и профессиональный коуч, сертифицированный по стандартам ICF (International Coach Federation), директор тренинговой мастерской GoodWill Наталья Нигматулина. На ее взгляд, коучинг бизнес-команд, впрочем, как и личный коучинг, весьма актуален в современных реалиях.

"Ситуация в экономике заставляет людей кардинально менять профессию, образ жизни и отношение к глобальной экологии", - приводит факты "&" г-жа Нигматулина. Для того чтобы двигаться вперед, людям, по ее словам, нужна сильная репрезентация их результата. И коучи должны помогать бизнес-командам быть конкретными в отношении своих целей.

"Люди уходят оттуда, где они были объектами, которыми руководили различные события или обстоятельства, и начинают приходить туда, где они хозяева собственной жизни, - говорит г-жа Нигматулина. - Они чувствуют внутренний рост, и это делает их счастливыми. У людей, работающих с коучем, меняется мнение о своей компании, они считают, что ее руководство заботится о своих работниках".

Как отметила гендиректор агентства бизнес-решений Step&Grow Галия Хамитова, при внедрении технологий коучинга, отечественные компании быстрее и проще достигают поставленных целей, повышают лояльность персонала и общий уровень удовлетворенности клиентов. "При правильном использовании коучинга можно легко повысить прибыль компании на 30-60% в течение шести месяцев", - отмечает она.

Применение коучинга, по мнению HR-специалиста Талгата Кемешева, - это большой вклад в корпоративную культуру, в результате которого формируется позитивное отношение к человеку, вера в то, что каждый - чемпион. То есть многое, утверждает он, зависит от позиции первого руководителя.

Изображение: businessedu.com.ua
"Талантливый сотрудник может прийти в коллектив из-за харизматичного лидера, вдохновляющего видения, большого компенсационного пакета и высококачественного обучения, - добавляет Наталья Нигматулина. - Но количество времени, в течение которого сотрудник остается в компании, и эффективность его работы зависят от отношений с непосредственным руководителем". Коучинг, по ее словам, создает переход к новому сознанию в управлении предприятием.

К примеру, в переводческой компании Tandem-translations, в которой работал г-н Кемешев, применение коучинга имело много косвенных плюсов, не измеряемых точными результатами. Коучинг в основном применялся в обучении персонала - прояснение потребностей и составление плана самообучения. Как рассказал "&" г-н Кемешев, компания оплатила от 30 до 100% всей суммы на обучение коучингу.

"Внедрение коучинг-методов шло в разных направлениях: планы обучения новых сотрудников, определение слабых мест в обучении и развитии, совещания, корректировки бюджетов, - поясняет он. - Ориентация на вдохновляющий результат, проект-ориентированный подход, SMART-критерии, "спираль Грейвза" и многое другое - терминология знакомая, но именно после обучения коучингу она приобретает какой-то здравый смысл и обретает силу. Почему же это не стало сказкой?" Как ответил сам г-н Кемешев, спустя полгода из обученных коучей осталось только трое директоров, остальные трое ушли, проработав некоторое время.

"Причины ухода называются разные, но их можно интерпретировать и таким образом: люди "выросли", и в рамках компании - даже такой продвинутой и по-настоящему любимой - им стало тесно, - резюмирует он. - Такая перспектива всегда будет маячить перед директором любой компании, отправляющей людей на полный курс обучения коучингу".

Лицом к лицу

Г-жа Хамитова считает, что наибольшим спросом по-прежнему пользуются специализированные направления, такие, как командный коучинг (коучинг управленческих, проектных и стратегических команд), коучинг в продажах, коучинг первых лиц и т. д.

Г-жа Нигматулина отмечает сегодня наибольшую востребованность в бизнес-коучинге и командном коучинге, которые создают быстрый и гибкий процесс изменений и переход компании на более высокий осознанный уровень деятельности. "Лидер или руководитель компании, воспользовавшись коучинговым подходом в управлении, никогда больше от него не откажется", - убеждена она.

Коучинговый подход в работе с клиентами, нацеленный на результат, заключается, по ее словам, не в зарабатывании хороших денег.

"Коуч - это тренер вашего успеха или достижения целей вашей бизнес-командой, и коучинг, как профессиональное взаимодействие, заключается в создании большой ценности для клиента, большой разницы между тем, где он находится и тем, как он начинает достигать более качественной, результативной и осознанной жизни и как он может повторять эти достижения, чтобы продлить успех", - подчеркивает г-жа Нигматулина.

Коучинг не учит, а помогает учиться, добавляет профессор Международной академии бизнеса Акмарал Алталиева. "Коучинг - это работа с постановкой и достижением цели, - объясняет она. - Порой заказчики ждут от коуча готовых решений или рецептов, но волшебной палочки не существует".

Несмотря на высокий спрос на эту услугу, в стране не хватает квалифицированных коучей. Как говорит г-н Кемешев, больше внимания должно уделяться качеству обучения. По словам г-жи Хамитовой, ей на практике часто приходилось сталкиваться с непрофессионалами в этой области.

"При подборе коуча в первую очередь стоит обратить внимание на его сертификацию, - советует она. - Необходимо проверить рекомендации, выяснить, где именно коуч получил сертификацию, у каких специалистов. Важно узнать об опыте работы. Также следует обратить внимание на то, как коуч работает и дает ли он рекомендации и советы. Если да - это не коучинг, а консультирование".

"Если вам необходим коучинг бизнес-команд или личный коучинг для достижения бизнес-целей, коуч окажется более компетентен в случае собственного успешного бизнес-опыта, - рассказывает г-жа Нигматулина. - Если речь идет об узких нишах, таких, как маркетинг или финансы, коуч должен иметь опыт работы в этих сферах".

Для консультирования в бизнесе, по ее словам, сейчас уже по умолчанию должна присутствовать степень MBA как минимум. "Фокусируйтесь на реальном результате, который был достигнут в процессе взаимодействия с коучем", - продолжает Наталья Нигматулина и напоминает, что люди, в конечном счете, покупают не коучинг, а свои результаты.

Источник: Бизнес&Власть

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .