Финансы
120271 Средняя сумма чека сократилась вдвое Экономика и бизнес

Прибыли ресторанов за время кризиса уменьшились приблизительно на 60%

Прибыли ресторанов за время кризиса, по оценкам экспертов, уменьшились приблизительно на 60%, а средняя сумма чека сократилась вдвое. По прогнозам, девальвация тенге приведет к еще более жесткому спаду.

Ресторанный бизнес Казахстана, по данным участников рынка, оценивается примерно в $0,5 млрд годового оборота, ежегодный рост которого, по некоторым оценкам, составляет около 20%. Упомянутый бизнес считается одним из самых прибыльных в Казахстане. Срок окупаемости инвестиций в этом сегменте в среднем составляет 3-4 года. Хотя кризис не обошел стороной и его, отмечают эксперты. Согласно данным Агентства по статистике РК, только за ноябрь 2008 года количество ресторанов и гостиниц снизилось с 17,3 тыс. до 16,8 тыс., а к декабрю - до 15,9 тыс.

По словам президента Казахстанской ассоциации барменов Александра Леонидова, рестораторы сейчас терпят значительные убытки - прибыль, по его оценкам, сократилась на 60%, а средняя сумма чека уменьшилась на 50%. "Убытки терпят рестораны премиум-класса. В то же время в лучшем положении оказались рестораны медиум-класса", - отмечает он в беседе с "&". По его словам, причина сокращения прибыли даже не в оттоке клиентов, а в резко уменьшившемся среднем чеке. "Люди в рестораны, вроде, ходят как обычно, но размер среднего чека упал вдвое, - говорит эксперт. По оценкам вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей Тимура Назханова, доходы рестораторов уменьшились примерно на 40-50%. "Большую часть доходов рестораны делали за счет проведения мероприятий - корпоративных вечеринок, юбилеев, свадеб. Сейчас количество клиентов резко сократилось, многие заведения закрываются", - рассказывает он "&".

Директор столичного ресторана "Кальян и Пери" Татьяна Золотаренко, напротив, говорит, что их ресторан не ощущает на себе влияния кризиса, и объясняет это выгодным месторасположением заведения и приемлемыми ценами. "Слышала, что начался отток клиентов из других ресторанов, но на себе пока не ощутили", - заявляет "&" г-жа Золотаренко.

Вопреки устоявшемуся мнению о том, что большой вклад в общий объем прибыли ресторанов вносит премиальный класс, г-н Леонидов говорит, что, как правило, рестораны существуют за счет медиум-класса и промежуточного. "На самом деле состоятельные люди, представляющие премиум-класс, обычно посещают рестораны раз в неделю. В принципе, их кризис коснулся незначительно. Они как посещали заведения раз в неделю, так и будут посещать", - подчеркнул он. В то же время походы в рестораны людей с небольшим доходом, скорее всего, сведутся к минимуму, добавил г-н Леонидов.

По его мнению, несмотря на то, что размер среднего чека у дорогих модных ресторанов упал до медиум-класса, рестораторы вряд ли согласятся сделать свои заведения более демократичными по ценам и тем самым снизить планку. "Я не думаю, что ресторан, который уже заявил о себе как премиальный, переквалифицируется в столовую. Мы живем в Казахстане - в стране, где никто не хочет признавать себя средним или низшим классом", - отмечает г-н Леонидов.

Если же бизнес станет нерентабельным, то заведения просто будут закрываться, либо помещения будут сдавать в аренду, уверен он. Сейчас, по его словам, рестораторам сложно что-то предпринять. Свои антикризисные меры - сокращение персонала и зарплаты - рестораторы уже провели, причем сокращение доходов сотрудников с фиксированным окладом (как правило, это работники кухни, кассиры, бар-менеджеры, управляющие) произошло на 20-30%, а официантов, зарабатывающих за счет процентов от обслуживания, отсутствие чаевых вынуждает уходить по своей инициативе, поясняет г-н Леонидов.

"Кризис заставит задуматься некоторых владельцев ресторанов над тем, как привлечь клиента. Они будут бороться за каждого посетителя, конкуренция сейчас обостряется. Это станет толчком к тому, что рестораторы будут больше обращать внимания на уровень сервиса и качество еды", - считает г-н Назханов.

По его словам, значительно осложнила положение дел в ресторанном бизнесе девальвация тенге. "Учитывая то обстоятельство, что большая часть продуктов импортируется, естественно, цены взлетят. Рестораторы будут вынуждены повышать цены на свою продукцию и услуги, что приведет к оттоку клиентов. Получается замкнутый круг", - говорит г-н Назханов. Г-н Леонидов считает, что состояние у всех шоковое. Не все рестораторы успели конвертировать тенге в валюту, поэтому стараются закупить алкогольные напитки по старым ценам и в будущем реализовать по новым, добавляет он. "Ресторатор ничего не теряет, если он вложил деньги в спиртное, оно в любом случае через какое-то время реализуется", - говорит эксперт.

Главный бухгалтер астанинского ресторана "Алтын Айдахар" Татьяна Элленшлегер отметила, что доходность ресторана сокращается, поставщики алкогольных напитков повысили цены на продукцию на 30%, также подорожали продукты и моющие средства. "Прибыль снизилась на 50-60%. Положение тяжелое, стоит вопрос о закрытии", - сказала она "&".

В январе 2009 года, по данным статагентства, цены на рестораны и гостиницы в группе потребительских услуг и товаров по сравнению с январем 2008 года повысились больше всего - на 23,5%.

"Я думаю, будет жесткий спад и выживут сильнейшие, те, у кого выгодное месторасположение, профессиональный персонал, приемлемые цены для медиум-класса, предприятия с хорошей репутацией, зарекомендовавшие себя. Недавно открывшиеся заведения будут в любом случае нести убытки больше, чем кто-либо другой", - подытоживает г-н Леонидов.

Источник: Бизнес&Власть

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 1

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .