Финансы
118967 Счетный комитет РК обозначил приоритеты своей работы
Экономика и бизнес

Омархан Оксикбаев: "Контроля над использованием бюджетных средств в регионах практически не существует"

"Контроля над использованием бюджетных средств в регионах практически не существует". С таким резким заявлением выступил в конце этой недели председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета РК Омархан Оксикбаев.

К началу января текущего года общая сумма недоимки в республиканский бюджет, по оценкам этого государственного органа, составила без малого 90 млрд тенге. Особую тревогу вызывает тот факт, что по сравнению с 2007 годом сумма денег, прошедших мимо государственной казны, увеличилась на 34,3 млрд тенге.

Сам глава службы внешнего финансового контроля считает, что столь высокое увеличение недоимок в госбюджет вызвано исключительно низким уровнем налогового администрирования. Получить официальные комментарии в правительстве на данный момент так и не удалось.

- Вы когда-нибудь видели, чтобы Счетный комитет был чем-то доволен? - недовольно резюмировал один из ответственных чиновников. - У них всегда одни претензии…

Что касается претензий, то мой собеседник в общем-то был прав. В частности, по данным комитета только за прошлый год было проведено 39 контрольных мероприятий. Контролем охвачено 327 объектов, так или иначе относящихся к расходованию средств государственной казны. В итоге общая сумма выявленных нарушений составила более 103 млрд тенге.

А теперь можно поговорить детально. Так, например, несмотря на грозное распоряжение правительства, в государственных органах до сих пор происходит непонятное недоосвоение заложенных бюджетных денег. И тут дело не в экономии, как это пытаются объяснить некоторые ответственные чиновники, а в том, что заранее вытребованные деньги расходовались либо неуместно, либо так и остались лежать мертвым грузом.

Анализ исполнения доходной части республиканского бюджета указал на серьезные издержки в планировании налоговых, неналоговых поступлений, трансфертов, уменьшении поступлений за использование природных и других ресурсов, от продажи основного капитала, использовании годового объема денежных средств, предусмотренных на 2008 год из Национального фонда. Кроме того, согласно выводам специалистов, не была обеспечена и равномерность поступлений платежей в бюджет. Ну а теперь немного подробностей.

Итак, согласно сведениям, официально озвученным членом Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета РК Александром Горяиновым, самое низкое освоение бюджетных средств по итогам 2008 года наблюдается в министерствах энергетики и минеральных ресурсов и иностранных дел РК - там было освоено лишь 96 процентов, а также в Министерстве охраны окружающей среды, где нашлось сил освоить всего 97 процентов.

На первый взгляд, казалось бы, процент недоосвоения небольшой. Однако если учесть те государственные программы, которые так и не были выполнены, то суммы будут достаточно весомы.Так, например, согласно официальным данным, в 2008 году в Западно-Казахстанской области при использовании целевых трансфертов и кредитов, выделенных из республиканского бюджета, были допущены финансовые нарушения на общую сумму 3,2 млрд тенге.

Проведенные проверки определили, что не были выполнены и мероприятия региональной программы развития автодорожной отрасли Западно-Казахстанской области, запланированные на 2008 год. В частности, не был завершен в срок капитальный ремонт участков автодорог Чапаево - Жангала - Сайхин, Аксай - Шынгырлау, Жымпиты - Каратобе на общую сумму 1,9 млрд тенге, а также реконструкция участка автодороги Жымпиты - Каратобе на сумму 480 млн тенге.Также управлением строительства области необоснованно затягивается начатое в 2005 году сооружение онкологического диспансера в Уральске, что повлекло увеличение его сметной стоимости в 2008 году на 931,1 млн тенге.

На реализацию отраслевой программы "Питьевая вода на 2002-2010 годы" в Западно-Казахстанской области в 2002-2007 годах было выделено из республиканского бюджета 3,6 млрд тенге. Но питьевая вода из локальных систем водоснабжения до настоящего времени остается недоступной в полном объеме сельскому населению из-за ее высокой себестоимости…

Продолжать подобную статистику нарушений можно долго. В частности, можно попытаться разобраться, как городской акимат Костаная расходовал 600 млн тенге, выделенных из целевых трансфертов на развитие и обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры, или куда делись деньги, выделенные на развитие программы "Переселение на историческую родину и социальная защита репатриантов", или во многих других интересных нюансах хозяйственной деятельности на местах. Но дело сейчас не в этом.

- Мы не устраиваем погоню за объемами финансовых нарушений. Главный акцент нашей деятельности направлен на контроль эффективности и выработку конкретных и адресных рекомендаций по улучшению экономической и социальной политики государства, а также совершенствованию механизмов бюджетного законодательства в исполнении бюджета. Через эти призмы мы реализуем задачу по улучшению финансовой дисциплины в государстве, - говорит председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев. - Однако сейчас в регионах некоторыми акимами инициируются предложения по централизации в единый государственный орган служб внутреннего контроля. Это противоречит требованиям Бюджетного кодекса, и делается все для ослабления ревизионных комиссий - как независимого органа государственного финансового контроля на местном уровне.

Кстати, произошли и другие атаки на это ведомство. Так, в конце прошлого года общественный фонд "Центр социальных и политических исследований "Стратегия" обозначил Счетный комитет одним из самых коррумпированных государственных органов. Особо оправдываться тогда "счетники" не стали, просто подытожив, что подобные обвинения необоснованны.

"За всю историю деятельности Счетного комитета ни один его сотрудник не был замешан в коррупционных правонарушениях", - говорилось в распространенном в те дни пресс-релизе.

Тут, к слову, можно упомянуть о том, что в настоящее время штат этого учреждения насчитывает всего 70 человек. И недавно депутат мажилиса парламента РК Жакип Асанов в своем запросе на имя премьер-министра РК Карима Масимова предложил увеличить количество сотрудников Счетного комитета до 270 человек. "Сейчас 70 сотрудников Счетного комитета успевают проверить только 10 процентов расходования бюджетных средств, поэтому мы просим оптимизировать деятельность Счетного комитета", - говорится в обращении народного избранника.

Аналогичного мнения, похоже, придерживается и сам глава государства, не так давно напрямую поставивший перед руководством комитета задачу максимально усовершенствовать процесс финансового контроля в стране.

В свою очередь сам председатель Счетного комитета РК Омархан Оксикбаев сообщил:- Мы крайне недовольны результатом рассмотрения правоохранительными органами наших материалов. Комитет передал 33 конкретных материала, из них до суда дошли только три, по восьми идет подследственная проверка, по остальным прекращены уголовные дела за отсутствием состава преступления, а ущербы по данным нарушениям, между тем, так и остались невозмещенными…

В результате в конце этой недели распоряжением президента Казахстана Нурсултана Назарбаева создана рабочая группа по осуществлению мониторинга и контроля за целевым, законным и эффективным использованием средств Национального фонда, выделяемых в рамках реализации антикризисной программы правительства, в составе которой является и Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета РК. Пока идет рассмотрение полученных материалов. Но, как заявили в самом комитете, уже есть определенные результаты. А значит, в ближайшем будущем нас ждет еще немало интересных новостей.

Источник: Литер

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .