Финансы
118811 Резкое повышение цен на ГСМ, происходящее под дымовой завесой девальвации тенге, - это диверсия против экономической безопасности страны. Власти будут пресекать Экономика и бизнес

Нефть дешевеет, бензин дорожает?

Безудержное стремление некоторых предпринимателей к наживе любой ценой представляет огромную опасность для общества. Особенно, когда речь идет о повышении цен на топливо, которое автоматически запускает механизм инфляции.

Считается, что затраты на топливо составляют 40 процентов всех транспортных расходов. Доля же их в цене товара сильно варьирует в зависимости от его вида и расстояния перевозки. Но не надо быть великим экономистом, чтобы догадаться, что для казахстанской экономики величина транспортных издержек - это вопрос жизни и смерти.

В Германии доля транспортных расходов в стоимости продукции составляет в среднем 6 процентов. Там очень маленькие (по нашим меркам) расстояния перевозок, великолепные дороги и, как правило, компактный высокотехнологичный перевозимый товар. Мы же не можем похвалиться ни тем, ни другим, ни третьим. В нашей огромной стране груз перевозится на колоссальные по европейским понятиям дистанции, дороги не идеальны, а в зимнее время зачастую опасны. И перевозимый груз у нас совсем не тот: например, доля транспортных расходов в стоимости угля составляет обычно 50 процентов, пиломатериалов - 45-50, песка - 70-80 процентов и так далее.В самом идеальном случае средняя доля транспортных расходов в цене товара в Казахстане не может быть менее 20-25 процентов, а в удаленных районах, каковых у нас немало, может доходить и до половины цены товара. Из них, напомню, почти половина - стоимость горючего.

Понятно, что резкое повышение цен на ГСМ, происходящее под дымовой завесой девальвации тенге, - это своего рода диверсия против экономической безопасности страны. Стремление "королей бензоколонок" оперативно воспользоваться ситуацией и урвать незапланированную прибыль должно быть пресечено. В противном случае последует мультипликативный эффект подорожания, своего рода инфляционная цепная реакция, и ситуация выйдет из-под контроля.

Особенно странной бензиновая лихорадка кажется, когда читаешь победные реляции наших нефтеперегонных предприятий. Не далее как вчера информационное агентство "Новости-Казахстан" сообщило, что Павлодарский нефтехимический завод - крупнейшее в Казахстане предприятие по производству нефтепродуктов - в 2008 году увеличил чистую прибыль ровно на треть по сравнению с 2007-м - со 168 млн до 224 млн тенге, а уровень продаж составил 23,7 млрд тенге против 19,2 млрд в прошлом году. Как это увязать с бензиновым психозом? Где к нему повод?

В акимате Алматы по "горячим следам" 5 февраля прошло совещание, на котором аким города Ахметжан Есимов заявил: "Хочу предупредить всех, кто попытается нечестно зарабатывать на людях в это непростое время, - городские власти будут пресекать эти попытки всеми доступными средствами".

В этой связи нам кажется, что смелый и своевременный шаг правительства и Нацбанка по девальвации национальной валюты должен быть срочно подкреплен рядом организационных, а если нужно - и законодательных мер. Время показало, что любимый тезис ярых апологетов капитализма - рынок сам все поставит на свои места - оказался несостоятельным. Даже в США государство без колебаний пошло на национализацию частных предприятий во имя общественного блага. То есть мы хотим сказать, что пришла пора при необходимости употребить власть по отношению к тем, кто, по сути дела, игнорирует решения правительства. Причем в непростое время мирового кризиса, когда особенно важна социальная ответственность бизнеса.

Источник: Экспресс-К

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .