Финансы
118797 Как руководителям компаний вести себя в период кризиса? Эксперты пытаются дать свои ответы на эти вопросы. Экономика и бизнес

Что делать с фондом заработной платы в условиях девальвации тенге?

"Не поддавайтесь панике", - в один голос заявили директор "Бейкер Тилли Казахстан Оценка" Татьяна Гиш и генеральный партнер R. May Consulting Group Роберт Мэй. Президент научно-образовательного фонда "Аспандау" Канат Нуров добавляет, что снижение обменного курса тенге не тождественно снижению его покупательной способности. Тем не менее глава филиала консалтинговой The PBN Company в Алматы Арман Молдахметов уверен, что процесс девальвации тенге продолжится и неминуемо приведет к росту инфляции в Казахстане.

Без паникиВ условиях кризиса принятие руководителем ключевых решений должно быть спокойным и взвешенным, считают независимые консультанты NAIG Наталья Дубкова и Александр Максименко. Одним из наиболее действенных механизмов, помогающих выжить в условиях инфляционных процессов, они называют минимизацию расходов. "Нужно разобраться с неоплаченными счетами и долгами и определить, что может подождать, а что нужно оплатить немедленно", - сказали они "&". В условиях инфляции, на взгляд консультантов, необходимо также диверсифицировать валютную корзину, и наиболее приемлемой пропорцией, по их мнению, является соотношение 55% долларов США и 45% евро.

"Кризис - явление длительное, соответственно, руководство фирмы должно иметь четкий и долгосрочный план, наметить цели, сроки и возможные решения, а не работать по наитию", - сказал г-н Молдахметов. Фонд заработной платы, по его мнению, в Казахстане до кризиса был неоправданно высок в отдельных секторах экономики, например, в банковском, финансовом и строительном, а также в сфере услуг. "Сейчас идет нормальный процесс возврата уровня зарплат в экономически оправданную плоскость, - продолжает он. - На фоне девальвации тенге это ощутится особенно сильно".

Г-жа Дубкова и г-н Максименко выступают против сокращения штата либо экономии на заработной плате, считая такие решения не слишком эффективными в условиях кризиса. "Гораздо выгоднее построить компенсационную модель, которая позволит адекватно реагировать на изменения рынка, - высказали эксперты свою точку зрения. - Если структура вашего бизнеса позволяет ориентироваться на годовую компенсацию, эта модель вполне оправдывает себя".

Лучше всего, по их мнению, сделать привязку к доллару, установить на зарплату внутренний курс, который необходимо пересматривать в зависимости от волатильности рынка. "В фазе плавной инфляции ориентиром может быть среднегодовой курс доллара, - говорят консультанты NAIG. - В условиях резкой девальвации коррекцию внутреннего валютного курса компании целесообразно привязывать к наиболее ощутимым изменениям странового курса валют, поскольку в соответствии с казахстанским законодательством все выплаты должны производиться в национальной валюте".Г-жа Гиш предлагает зафиксировать зарплату в тенге, если ранее оклад был привязан к доллару.

Мера не очень популярная у персонала, но необходимая для того, чтобы пережить катаклизмы, устраиваемые Нацбанком", - отметила она. Топ-менеджер считает, что не следует экономить на трудоспособном коллективе в компании либо делать это в последнюю очередь. "Персонал - это второй по трудности восстановления нематериальный актив компании. Первый - репутация", - утверждает г-жа Гиш.

В пересмотре коммерческих и трудовых контрактов г-н Нуров советует руководствоваться правовыми понятиями. "Но пересматривать контракты желательно одновременно, в противном случае лучше ничего не менять, - объяснил он, - поскольку когда всем повышается зарплата, а экономического роста нет, запускается маховик инфляции. Другое дело, когда зарплаты привязаны к у.е. Тут никуда не денешься, надо исполнять".

Экономить с умом"Сокращение совместно с управлением затратами дает свои успешные плоды", - сказал г-н Молдахметов. Эксперт обращает внимание, что в иностранных компаниях не так распространены повальные сокращения, как в казахстанских. "Ни для кого не секрет, что в Казахстане многие как частные, так и государственные компании и большинство министерств и ведомств переукомплектованы персоналом", - утверждает г-н Молдахметов. В то же время, продолжает он, в некоторых казахстанских фирмах изначально очень консервативно подходят к вопросу отбора и расширения персонала. А успехи зарубежных фирм кроются в четком, объективном и профессиональном подходе к отбору сотрудников, а также в программах лояльности к компании, четком мониторинге и оценке труда и достижений персонала.

Г-жа Гиш предлагает несколько вариантов оптимизации расходов, которые она протестировала сама. Например, переход на IP-телефонию или Skype, по ее словам, поможет снизить затраты на связь до 30%. Можно, считает она, произвести оптимизацию расходов, установив лимит на сотовую связь, если она оплачивается за счет компании, или установить систему, позволяющую производить подсчет интернет-трафика для каждого сотрудника, попробовать договориться с арендодателем о снижении арендной платы, отказаться от излишков площади. Можно также проанализировать транспортные расходы - для небольших компаний чаще выгоднее заключить договор со службой такси, чем иметь водителя и выплачивать зарплату, налоги, тратить деньги на бензин и запчасти. Если все предыдущие шаги не привели к желаемому результату, то придется перейти к самому неприятному, третьему шагу - к экономии на сотрудниках, говорит г-жа Гиш.

Самое безболезненное, на ее взгляд, - это сокращение статей, связанных с корпоративными развлечениями: день рождения фирмы, Новый год и т. д. На тренингах также можно сэкономить: топ-менеджер предлагает провести их силами более опытных сотрудников, не привлекая дорогостоящих тренеров.

"Можно отправить всех сразу или по очереди в отпуск без содержания - это лучше увольнения, - продолжает она. - Самый радикальный способ - провести "чистку рядов", "слить" наименее эффективных, взвалить оставшуюся работу на наиболее трудоспособных". Но если все-таки не очень хочется терять человека, г-жа Гиш советует предложить такому сотруднику гибкий график работы: неполные рабочие дни или недели либо работу на дому (так называемый вариант "удаленный офис"). Выгоды работодателя в последнем случае очевидны - снижение издержек на содержание офиса, более гибкий подход к изменению количества персонала, распределению ресурсов, увеличение производительности до 20% и улучшение контроля над эффективностью сотрудника. Но, конечно, без пересмотра системы менеджмента "удаленный офис" не спасет компанию, заключает эксперт. И добавляет, что от менеджеров потребуется освоение качественно новых принципов и навыков работы, контроля и мотивации сотрудников.

Источник: Бизнес&Власть
В статье: Новости Алматы

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .