1044411 Игорь является ментором в Startupbootcamp ➨ Читайте больше на NUR.KZ Финансы компаний

Эксперт рассказал NUR.KZ о новых направления старт-ап индустрии

Nur.KZ пообщался с Игорем Ковригиным на тему текущих тенденций и перспектив развития сегмента предпринимательства, который становится все более охваченным технологическими новшествами.

Эксперт рассказал NUR.KZ о новых направления старт-ап индустрии

Игорь является ментором в Startupbootcamp (один из лидирующих глобальных финтех акселераторов со штаб-квартирой в Лондоне и программами в Сингапуре, Нью-Йорке, Майами, Стамбуле, Амстердаме, Барселоне, Берлине, Копенгагене, Эйндховен) и имеет значительный опыт инвестиционной деятельности в финансовом секторе России, Казахстана, стран СНГ, а также на рынках Центральной и Восточной Европы, странах Африки и Азии.

В 2006-2008 гг. Игорь принимал активное участие в подготовке крупнейших банков Казахстана к проведению сделок по первичному публичному размещению акций (IPO) на различных биржах, а также привлечению международных стратегических инвесторов в казахский банковский сектор. В настоящий момент Игорь активно вовлечен в развитие финтех индустрии в странах СНГ и уделяет особое внимание старт-ап рынку Казахстана как одному из наиболее быстрорастущих и значимых для региона.

Какие направления старт-ап индустрии вы считаете сегодня наиболее перспективными и востребованными?

Если выбирать топ-3 сегмента, то я бы выделил сферу финансовых услуг (финтех), e-commerce и образование. Но это не означает, что не будут развиваться другие направления такие как, например, логистика, медицина, рекламный бизнес. Технологические новшества оказывают влияние абсолютно на все сферы нашей жизни, только скорость их внедрения определяется, с одной стороны, потребностями массового рынка, а с другой – уровнем поддержки со стороны крупного бизнеса или государства.

Почему именно эти направления?

Эти направления является движущей силой экономики в любых, даже самых сложных экономических условиях, и прогресс в них будет ощущаться всеми экономическими группами. К примеру, в 2014 году оборот интернет-магазинов в стране составил более 700 млн. долл., из них больше половины (!) покупок было оплачено наличными, лишь 19% банковскими картами и 13% наличными через терминалы. На лицо явно недостаток качественных платежных продуктов, степень их продвижения в массы, особенно при базовых ожиданиях роста оборота онлайн торговли до 1 млрд. долл. через 3-5 лет. Я убежден, что качественные финтех продукты будут быстро завоевывать популярность, особенно при экспоненциальном проникновении интернета в стране.

Что касается сферы образования – очень отрадно слышать, что государство, бизнес и сами университеты уделяют этому направлению должное внимание и фасилитируют его развитие, понимая особую важность предпринимательского мышления для дальнейшего роста экономики Казахстана. Так, государство поддерживает малый и средний бизнес особыми льготными кредитами, выделяет гранты, вкладывается в венчурные фонды; университеты все больше ориентированы на создание экосистемы предпринимательства, формируют бизнес-инкубаторы на своей базе, помогая, с одной стороны, научиться развивать бизнес, а с другой – побороть страх неудачи проекта, который пока еще, к сожалению, является частью культуру в силу различных причин, в том числе исторических.

Насколько рынок интересен международным технологическим компаниям, инвесторам или пока что мы взаимодействуем все внутри страны?

Безусловно, рынок интересен, население страны более 17 млн. человек, проникновение интернета низкое, но растет быстрыми темпами и те, кто придут на рынок первыми будут в большом плюсе. Все это создает интерес к рынку как для существующих компаний с соседних более онлайн продвинутых рынков (Россия, Украина, Китай), так и венчурных инвесторов, которых, прямо скажем, пока еще не много, но те, кто уже тут, чувствуют себя достаточно комфортно ввиду ограниченной конкуренции, широкого выбора проектов и, самое главное, большого желания учиться со стороны молодых старт-апов.

Посмотрите, с каким интересом проходят различные интернет-конференции и как организованы проекты по акселерации старт-апов. В мероприятиях участвуют создатели крупных онлайн проектов из России, Украины, Европы, Азии, они делятся опытом и подыскивают возможности для расширения. Более того, в сегменте мобильных платежей уже прошло несколько M&A сделок с участием российских онлайн игроков (PayOnline и Robokassa), о выходе на рынок объявил украинский логистический оператор Postman.ua. В целом, сегмент B2C растет очень активно.

А как обстоят дела с сегментом B2B, или обслуживающим интересы бизнеса, а не конечного потребителя?

По мере развития экономики будет появляться все больше старт-апов B2B и это абсолютно закономерно. Я считаю, что уже сейчас сегмент e-invoicing, например, имеет огромный рынок и хорошо развит в Казахстане, ведь в стране уже приняты законы, обязывающие бизнес перейти на электронные системы выставление счетов. Это позволяет бизнесу экономить ресурсы, быть эффективным в плане обработки счетов и формирования отчетности, а государству точно следить за деятельностью компаний и не тратить лишних ресурсов на контроль.

В целом, развить, «поставить на ноги» B2B бизнес сложнее, чем B2C, т.к. обычно продажи строятся за счет дорогостоящего продвижения через прямые продажи и для этого нужно время и дорогие кадры. Но с другой – такой бизнес впоследствии можно легко масштабировать. Например, сегмент корпоративного образования, который активно развивается в России уже пару лет. Во многих крупных компаниях при приеме на работу каждый сотрудник проходит обязательный набор курсов по различным темам, и впоследствии регулярно пополняет свои знания и проходит аттестацию по новым темам. Похожими продуктами уже пользуются некоторые компаний и в Казахстане (в том числе и государственная Самрук Казына), однако для настоящего прорыва нужен как обширный спрос (а это означает бюджеты на обучение и персонал), так и конкуренция среди поставщиков таких продуктов.

Что все-таки важнее для старт-апа: показывать прибыль или рост?

Ваш вопрос сравним с вопросом «Что лучше для человека: спать или есть?» (смеется). Компания не сможет выжить как без роста, так и без прибыли. Совершенно очевидно, что на этапе разработки и тестирования продукта бизнес не может быть прибыльным просто вследствие того, что низкие объемы продаж, а расходы значительны. При этом, предприниматель должно четко представлять свой бизнес-план, понимать планы продаж и выхода на прибыль. В текущем рынке проекты без реалистичного понимания прибыли мало кого интересуют: глобальный рынок венчурного капитала сжимается не первый месяц, инвесторы несут убытки по некоторым крупным инвестициям прошлых лет, глобальный финансовый рынок тоже не добавляет им оптимизма.

Именно поэтому старт-апам крайне важно уметь оценивать свой рынок и спрос, а также учитывать быстрое нарастание конкуренции, если ниша окажется привлекательной. Поистине блестящая идея обязательно может быть применена и на других рынках, поэтому всегда важно оценить насколько продукт, который вы собрались разработать, может быть востребован в глобальном контексте. Если продукт нужен – дальше вопрос execution. Я не пытаюсь сказать, что нужно с первого же дня пытаться продавать продукт по всему миру, но понимать свой рынок предприниматель обязан.

Отвечая на ваш вопрос – инвестору нужен рост прибыли, который возможен только при росте клиентской базы и продаж, а также четкой модели монетизации.

В завершение хочу сказать, что Казахстан находится в начале пути, еще многое предстоит сделать, особенно государству, формируя и поддерживая инвестиционный климат, прислушиваясь, при этом, к голосу самих предпринимателей.

Источник: Nur.kz
В статье: Финансы

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 1

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .