1028152 История успеха, банкротство и переход в государственную собственность ➨ Читайте больше на NUR.KZ Интересно знать

GM: как столетний успех закончился банкротством и национализацией

General Motors Company - крупнейший производитель автомобилей в США. Ей принадлежат следующие марки автомобилей: Cadillac, Alpheon, Opel, Buick, Chevrolet, GMC, Vauxhall, Holden. До 2009 года компания носила название General Motors Corporation, но в 2009 году компания начала процедуру банкротства, после чего изменилось не только название компании на General Motors Company, но и структура акционеров.

GM: как столетний успех закончился банкротством и национализацией

История General Motors

В начале ХХ столетия в Соединенных Штатах автомобильные фирмы появлялись как грибы после дождя: многим тогда этот бизнес казался весьма перспективным и привлекательным. Правда, далеко не всем удавалось выстоять в конкурентной борьбе - общей бедой была нехватка средств. Именно поэтому компании время от времени разорялись, перепродавались, меняя не только хозяев, но и названия. Чтобы чувствовать себя более уверенно, фирмы акционировались и объединялись в корпорации.

Основатель General Motors - предприниматель Уильям Крапо Дюрант сколотил себе состояние в водопроводной компании города Флинт, а затем занялся производством конных экипажей, организовав собственную фирму. В 1904 году он приобрел автомобилестроительную Buick Motor Car Company и занялся ее реорганизацией. Четыре года спустя бизнесмен решил, что пришло время для создания крупной автомобильной корпорации, и прикупил еще одну марку - Oldsmobile. Buick на тот момент выпускал около 9000 автомобилей в год, Oldsmobile - чуть более 1000. Свое новое детище Дюрант назвал General Motors Company.

Бизнес развивался успешно, и в следующем году в составе корпорации было уже четыре марки: к двум первым добавились Cadillac и Oakland. Затем за короткий срок GM скупила около трех десятков фирм, так или иначе связанных с автоиндустрией. Однако не всем акционерам нравились рискованные операции и авантюристский стиль управления Дюранта, и когда в 1910 году финансовое положение General Motors в очередной раз ухудшилось и его принудили отказаться не только от руководства компанией, но и покинуть ее.

GM: как столетний успех закончился банкротством и национализацией

Шевроле

Однако предприниматель не отчаивался и вместе с известным гонщиком Луи Шевроле в 1911 году организовал новое предприятие - Chevrolet Motors Co (которое позже влилось в состав GM). Начинание оказалось столь успешным, что уже в 1915 году у Дюранта достало средств, чтобы вернуть себе GM, выкупив контрольный пакет акций. Вернувшись триумфатором, предприниматель изменил название компании на General Motors Corporation и возглавлял ее до 1920 году, когда после очередных разногласий с ведущими акционерами ему вновь пришлось уйти. На сей раз навсегда. Правда, к тому времени GM уже на равных боролась с Ford за право называться крупнейшим автомобилестроительным предприятием не только Америки, но и всего мира: общий объем производства всех брендов корпорации превысил 367 тыс. автомобилей в год.

GM: как столетний успех закончился банкротством и национализацией

Выход в лидеры

20-е годы стали временем выхода корпорации на внешние рынки. В 1918 г. заработал ее филиал в Канаде, в 1925 году была приобретена британская компания Vauxhall, а в 1929 году официально объявили о вхождении в состав General Motors немецкой фирмы Opel. К концу десятилетия корпорация прочно укрепилась на первой строке табели о рангах крупнейших мировых автопроизводителей. В 1929 году ее предприятия выпустили чуть менее 2 млн машин. А в начале 30-х годов фирма вышла на рынок еще одного континента - Австралии, создав совместное производство с местной маркой Holden. В 1936 году объем выпуска GM перевалил за 2 млн автомобилей.

В отличие от своего основного конкурента Ford руководство GM сумело вовремя почувствовать новое настроение клиентов, которым хотелось иметь не просто средство передвижения. Американцы стремились к комфорту, а то и к роскоши. И GM быстро среагировала, начав выпускать машины на любой вкус и кошелек.

Росту популярности способствовала и мудрая маркетинговая политика. Собрав под своей эгидой несколько именитых брендов, корпорация продолжала выпускать автомобили под полюбившимися покупателю марками. Так, приобретя Vauxhall и Opel в Европе, руководство решило обновить технологии и модельные ряды обеих марок, но сохранило их названия.

GM: как столетний успех закончился банкротством и национализацией

GM и Вторая мировая война

Начавшаяся в 1939 году Вторая мировая война негативно повлияла на объемы производства автомобилей в мире, что отразилось и на GM: заводам пришлось существенно сократить выпуск машин из-за перехода на военную продукцию. К тому же корпорация практически потеряла Opel, национализированный германскими властями. До минимального уровня производство упало в 1943 году, когда предприятия GM совместными усилиями смогли выпустить около 307 тыс. машин. Зато в 1946 году, сразу после войны, объемы выпуска вновь превысили 1 млн, а еще через три года были практически удвоены. Компания вновь заняла первое место среди мировых автопроизводителей и продолжала расти.

Однако безоблачной историю GM назвать трудно. Один из самых крупных скандалов в 60-х годах спровоцировал автомобиль Chevrolet Corvair, который на больших скоростях внезапно терял управление. После расследования серии аварий юрист Ральф Найдер опубликовал книгу «Небезопасен на любой скорости», где изложил свое мнение о причинах катастроф. Издание разошлось тиражом 237 тыс. экземпляров, а компания получила целую череду судебных исков более чем на 40 млн долларов.

Не меньше шума наделала, и книга одного из бывших топ-менеджеров корпорации Джона Захариа Делореана, которую тот назвал ««Дженерал Моторс» в истинном свете». Автор обвинил руководство компании в консервативных методах менеджмента, нерациональной трате средств и в том, что она «менее всего печется о клиентах, проявляя гораздо больше беспокойства о прибылях акционеров». Отчасти это было действительно так, но то же самое можно было сказать о любой другой крупной корпорации, более того, о любой фирме вообще. Тем не менее компания снова погрязла в судебных разбирательствах. Правда, сумела извлечь уроки из своих ошибок и впредь их не повторяла.

Бизнес шел своим чередом. К началу 80-х GM имела отделения практически по всему миру - в Бразилии, Мексике, Южной Африке, затем они открылись в Китае и России. Сегодня General Motors присутствует в 120 странах, а общее число ее сотрудников достигает 209 тыс. человек. Подразделения компании и ее партнеры работают с целой группой брендов: Baojun, Buick, Cadillac, Chevrolet, Daewoo, GMC, Holden, Isuzu, Jiefang, Opel, Vauxhall и Wuling.

GM принадлежат автомобильные марки: «Бьюик» (Buick), «Кадиллак» (Cadillac), «Шевроле» (Chevrolet), «Джи Эм Си» (GMC), «Джи Эм Дэу» (GM Daewoo), «Холден» (Holden), «Хаммер» (Hummer), «Опель» (Opel), «Понтиак» (Pontiac), «Сатурн» (Saturn), «Сааб» (Saab), «Воксхолл» (Vauxhall), «Вулинь» (Wuling), «Олдсмобиль» (Oldsmobile).

Кроме того, GM владеет значительными пакетами акций японских компаний Subaru, Isuzu, Suzuki и итальянского концерна Fiat.

GM: как столетний успех закончился банкротством и национализацией

Банкротство

В ноябре 2008 года «большая тройка» крупнейших американских автопроизводителей - General Motors, Ford и Chrysler - попросила у правительства США финансовую поддержку в размере 50 млрд. долларов для преодоления последствий финансового кризиса. Руководство автоконцернов 6 ноября провело закрытую встречу с представителями Конгресса США, на которой обсуждался вопрос о выделении 50 млрд. долларов, из которых 25 млрд. предлагалось выделить на повышение ликвидности компаний, другую часть - на поддержку производства.

В декабре 2008 года администрация Джорджа Буша заявила о готовности оказать государственную поддержку General Motors и  Chrysler - в виде кредитов. Господдержка для General Motors и Chrysler была предоставлена в рамках выработанного Белым домом плана, который требует от автопроизводетелей осуществления решительных мер по реструктуризации двух компаний и, в случае невыполнения поставленных перед ними условий, правительство будет иметь возможность отозвать выданные кредиты.

По итогам 2008 года выручка GM составила 149 млрд. долларов - это на 31 млрд. меньше, чем в 2007 году. Чистые убытки американского автомобилестроительного концерна в 2008 году снизились до 30,9 млрд. долларов с 43,3 млрд. в 2007 году

В марте 2009 года администрация США обязала GM, получившую к тому времени 15,4 млрд. долларов госкредитов, подготовить до 1 июня новый план выхода из кризиса и предупредила, что в противном случае концерну может грозить банкротство.

По итогам первого квартала 2009 года чистые убытки GM выросли на 82% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до шести млрд. долларов (9,78 доллара в пересчете на одну обыкновенную акцию).

Выручка GM уменьшилась на 47% - с 42,4 млрд. долларов в первом квартале 2008 года до 22,4 млрд. долларов в январе-марте 2009 года. Снижение этого показателя было обусловлено главным образом сокращением объема производства на 40% в связи с падением спроса на продукцию отрасли.

GM: как столетний успех закончился банкротством и национализацией

Долг в обмен на акции

В апреле 2009 года автопроизводителем и Минфином США был согласован план реструктуризации, в рамках которого компания по схеме «долг в обмен на акции» намеревалась конвертировать долговые обязательства на сумму 27 млрд. долларов в 10% акционерного капитала. Кроме того, согласно программе реструктуризации, концерн намеревался сократить до конца 2010 года более 20 тыс. рабочих мест на своих предприятиях в США, а также прекратить производство автомобилей Pontiac. Существенное сокращение расходов, на котором настаивает правительство США, также потребует от GM закрытия нескольких предприятий: планируется, что к концу 2010 года их число в США будет сокращено с 47 до 34, в результате работы лишатся от 21 тыс. до 40 тыс. человек.

27 мая 2009 года стало известно, что оказавшийся на грани банкротства американский автоконцерн GM не смог обменять долговые обязательства объемом 27 млрд. долларов на акции вновь создаваемой компании, что было необходимо для реализации обнародованного ранее плана реструктуризации автогиганта. Неблагоприятный исход тендера по обмену долгов на акции фактически означает банкротство компании.

GM объявило о сокращении порядка 20 тыс. рабочих мест и закрытии примерно десяти заводов. Ранее автопроизводитель объявлял о намерении продать такие бренды, как Pontiac, Saturn, Saab и Hummer, а также о сокращении на 40% своей дилерской сети, насчитывающей 6 тысяч центров.

Банкротство GM фактически обозначило реструктуризацию компании и переход ее под госконтроль. В 2009 году правительство США выделило на поддержку GM 30 млрд. долларов в обмен на долю в новой GM объемом примерно 60%.

Новая структура акционеров GM с этого момента стала такой: 60% получило Правительство США взамен на финансовую помощь, 12% - у Правительства Канады, 17, 5% получил профсоюз работников автомобильной промышленности США, а 10,5% - кредиторы GM.

После банкротства и реорганизации General Motors пересмотрел свою линейку брендов. Было решено отказаться от производства автомобилей с высоким расходом топлива в пользу экономичных автомобилей. Часть производства было закрыто, часть компаний была продана. Модели, которые больше не производятся GM: Oldsmobile, Hummer, Pontiac, Geo, Saturn, Acadian.

Рекомендуем вам прочитать наши другие интересные статьи:

$180 млрд. убытков или как за 1 день лопнул WorldCom

История краха Lehman Brothers: 158 лет успеха, которые ввергли мир в кризис 2008 года (Часть первая)

История краха Lehman Brothers: 158 лет успеха, которые ввергли мир в кризис 2008 года (Часть вторая)

Хороший смартфон может быть дешевым: феноменальная история успеха Xiaomi

Как McDonald’s прошел путь от небольшого ресторана до глобальной сети фаст-фуда

Удивительная история успеха Starbucks: как маленький бренд стал мировым культом

Ритейл по-французски: невероятная история успеха торговой сети AUCHAN

Tesla Motors: непростая история успеха «убийцы» бензиновых двигателей

Как китайский таксист-недоучка заработал $1,46 млрд и стал крупнейшим арт-магнатом страны

Источник: Nur.kz
В статье: История Успеха

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 4

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .